30 Марта 2017 года
3-й Лунный день
Восход Солнца 6:05
Заход Солнца 19:03
Восход Луны 7:29
Заход Луны 22:12
Лунный полдень 14:41
Лунная полночь 2:14
 

Поделиться:

 

Буддийская ксилография

Размер текста:

Буддийское искусство Ваджраяны можно назвать соединением интеллектуального анализа и страстного эмоционального переживания жизни в ее самых ярких формах – в этом, пожалуй, его самое большое культурное значение. Буддизм соединяет ум и чувства в единое целое в своих текстах и художественных образах.

b1Особое место в буддийском искусстве Ваджраяны занимает искусство ксилографии. Специфичность буддийского искусства ксилографии, религиозной художественно-психологической графики, заключается в соединении сакрального и утилитарного назначений предметов. Они интересны тем, что являются переходным вариантом между полноценной иконой-танкой как сакральным предметом, и справочником, образцом-прорисью для художника. К нашему времени их сохранилось довольно мало – даже в музеях их не рассматривали как какую-то особую ценность из-за повсеместного бытового распространения.

Буддийская ксилография – это отпечатанное на ткани или бумаге с деревянной матрицы религиозное изображение или текст. Ксилографиями часто называют буддийские тексты, но правильнее называть их ксилографами. Выглядит такой ксилограф, как пачка бумажных незакрепленных страниц в футлярчике, очень тщательно и аккуратно обмотанном специальным куском шелка с завязками. Самые большие книгопечатни, где изготавливались ксилографы, были в Агинском и Тамчинском (Гусионоозерском) дацанах в Бурятии.

Буддийская ксилография – пример утилитарного применения художественной и религиозной идеи для использования в кочевом быту. В XVII-XVIII в.в., когда буддизм был официально признан правительством России как религия, в Забайкалье и в Центральной Азии, в то время бывших единой страной Бурят-Монголией, сохранялся полукочевой образ жизни бурятских и монгольских родов.

Буддизму мало свойственен прозелитизм – в нем нет активного миссионерства как специальной религиозной практики, свойственной другим мировым религиям. Интерес к учению рождается из обычных практических контактов: лечения, астрологического предсказания, выменивания украшений с божествами или живописных танок с изображениями защитников, увиденного театрализованного представления-ритуала Цам и глубочайшего стремления приобщиться к знанию об окружающем мире.

В XVIII в. первый Хамбо-лама Дамба-Даржай Заяев строит первый деревянный дацан в Бурят-Монголии. Потом следующий, и через пару десятков лет их стало уже несколько, и все активно работают: учат послушников и справляют службы.

До наших дней сохранилась рукопись того времени, «Путевые заметки Дамба-Даржай Заяева», переведенная Ц.П.Ванчиковой:

«Пандит-хамбо Дамба-Даржай Заяев родился в 1710 г. (1711 г.), в год Железной Зайчихи 12-го Рабджуна. В младенчестве его называли именем Тодо. Отца его, по происхождению цонгола из рода Абагат, звали Зая, мать именовали Дижит.

В пятнадцатилетнем возрасте будущий лама в одиночестве покинул дом, прошел города Да-Хурэ, Пекин, Дзам Си-Нанг, и после трех месяцев странствий прибыл в Гумбум. Отгуда он направился в Куканур, еще через три месяца достиг Нагчу, и через десять дней пожаловал в Дзу. Там, в дацане Гоманг, одном из семи дацанов [монастыря] Балдан Брайбунг-линг, прошел курс обучения цаннида.

Получил обеты гэцула от панчена Лубсан-Еши-гэгэна. В двадцатилетнем возрасте Заяев получил обеты гэлонга от далай-ламы Галсан Джамцо-гэгэна. Среди многих тысяч мудрецов, пройдя обряд дамжа, удостоился степени габчжу. Когда после этого он изъявил желание вернуться на свою родину, святые далай-лама и панчен-богда разрешили, о чем свидетельствуют сохранившиеся указы. Ко времени его возвращения из Тибета ужесточились русско-китайские пограничные законы, поэтому земляки обратились за разрешением [на въезд] к высшему [начальству]. В 1731 г., в год Водяной Мыши [1732], прибыв на свою родину, встретился со своими родителями и родственниками.

Впервые совершил богослужение в войлочной юрте, собрав нескольких странствующих тибетских, монгольских и амдоских ху вараков. Этот первый хурал был проведен в год Водяной Мыши у подножия горы, называемой Узон. Одновременно на хуралы приходили [верующие] из низовий Чикоя. Число хувараков, собравшихся с разных сторон, достигло 150. В 1741 г., год Водяной Собаки, после обращения к вышестоящим, был утвержден так называемый комплект хувараков из 150 человек. В 1745 г., год Огненного Тигра [1746], на берегу Чикоя был построен деревянный дацан. Первым настоятелем назначили чжонэйского ламу Агван-Пунцока.

В 1752 г., год Водяной Курицы 12-го Рабджуна [1753], все, и ламы, и миряне, обратились к вышестоящим с просьбой назначить данного преподобного ширетуем монастыря, на что через контору селенгинского воеводы был получен приказ о назначении его ширетуем. Тем самым было положено начало назначения бурятских ширетуев. После того как число хувараков и монастырей в Бурятии увеличилось, в 1754 г., год Деревянной Свиньи [1755], Его Высочество издал указ о том, чтобы все дацаны возглавлялись ширетуем [и] цорджи. В 1758 г., год земляной зайчихи [1759], через канцелярию селенгинского воеводы было отправлено прошение о строительстве дацана, на которое был получен ответ Его Высочества, разрешающий возведение храма. Это был первый указ, разрешающий строительство дацанов в Бурятии. Дацан построили в местности Хилагантуй».

823619 19986164

В XIX веке появилось уже много дацанов – мест высокой культуры, учености и самобытной системы образования, воспринятой из тибетско-индийских источников. Взлет религиозного искусства и научно-религиозной мысли – так можно назвать систему последовательного дискуссионного, прагматичного и активного преподавания в дацанах философских дисциплин, медицинских и астрологических методик. В прикладном искусстве возникает тенденция перехода от тибетских образцов к собственным клише, начинается активная разработка иконографического ряда и художественных приемов, создается свой пантеон визуальных религиозных образов.

Процесс изготовления ксилографии включает в себя подготовку березовой пластины, вырезание на ней изображения, нанесение печатной туши и собственно печать. При внешней простоте – труд колоссальный: текст или изображение вычитывались зеркалом, заусенцы зачищались, для крепости пластина проваривалась в масле, сушилась на солнце.

Печатники сидели на полу и клали бумагу или ткань на доску, придавливая сверху. Краской служила черная китайская тушь в пластинах, к которой добавлялась печная сажа и сахар. Эта краска не расплывалась и не выцветала. При полной безымянности авторов, каждое графическое изображение, тем не менее, выражает яркий, индивидуальный авторский стиль. Сила линии, ее избыточность, закрашенные поверхности, расположение символов и атрибутов – все ксилографии совершенно разные.

Ксилографическая печать-матрица с изображением становится транслятором сообщения, а изготовленный оттиск, наполненный религиозным смыслом, является вещью-посланием. Легко сворачивающаяся ткань, как у открытки-трансформера, не мнется, что очень важно. Атрибуты изображения воспринимаются как книжный текст, доступный для восприятия. В них присутствует стремление условно передать цвета и образ изображаемого божества. Немногочисленные дошедшие до наших дней поблекшие изображения, свидетели расцвета буддизма на территории России, являлись источником знания для людей того времени, наполняя их повседневную жизнь смыслом и радостью.

Юлия Ларионова, культуролог, организатор выставки «Три драгоценности: Будда, Дхарма, Сангха. Буддийское искусство из частных коллекций» в международном центре-музее Н.К. Рериха

ksilograf_avalokitesh_112008 ksilograf_yama_yami_112008

Аволокитешвара Чатурбхаджа с бодхисаттвами Манджушри и Ваджрапани (Ригсум Гонпо). Раскрашенная ксилография, тушь, водяные краски. Бурятия XIX в. Частная коллекция

Яма с Ями. Парма, образец-прорись для художника, тушь, водяные краски. Бурятия, конец XIX в. Частная коллекция.

Свежий номер

tseny-rastut-u-nas-v-golovakh
Цены растут у нас в головах 09 Июль 2015, Administrator
«Ой, еще вчера эта флэшка стоила дешевле! Как жаль, что я не купила ее сразу» - сокрушается Ирина. «Кто знал» - успокаиваю ее я. – «Могли и подешеветь!» - «У нас никогда ничего не дешевеет» Не...
ekologiya-v-nashej-zhizni
Экология в нашей жизни 31 Июль 2015, Administrator
Известно, что тело не способно усваивать то, что не является пищей, – остатки удобрений и пестицидов, искусственные красители, ароматизаторы и пр. Всё это - лишняя для него нагрузка Все это отнимает у него энергию на выведение этих чуждых...
rasshirenie-opyta-s-pomoshchyu-drugikh-kak-obshchenie-prodlevaet-zhizn
Расширение опыта с помощью других 11 Сен 2015, Administrator
Сколько жизней можно прожить в одну? Кто-то скажет: единственную - свою. Однако порой общение с людьми так воздействует на нас, что мы словно бы переживаем и их опыт тоже, обогащаемся им Чем ближе наши отношения, теснее связь, тем интенсивнее...
nastupaya-sebe-na-gorlo-o-zablokirovannykh-chuvstvakh
Наступая себе на горло. О заблокированных чувствах 01 Фев 2016, Administrator
Мы относимся к себе так, как в детстве относились к нам наши родители. Если они нас стыдили за природную спонтанность - мы будем стыдить и останавливать себя в активности. Если они обвиняли, обижаясь на нас - мы будем каждый раз винить себя, когда что-то...
edinenie-i-prinadlezhnost-pokoj-i-ravnovesie-v-mire-i-dushe
Единение и принадлежность 06 Июнь 2015, Administrator
Отчего возникает страдание? От разделения в какой бы то ни было форме. «Меня никто не понимает», «Я здесь, а они там», «Ну почему ему везет больше, чем мне?!» Чувствуя себя лучше/хуже других, не понятыми, не...

Новости

YogART Party Diggadgy 19/03

YogART Party Diggadgy 19/03

Давайте встречать новую весну вместе, танцуя на YogART Party

VEG-LIFE-EXPO 2017

VEG-LIFE-EXPO 2017

Марва Оганян, Анная Зименская, Игорь Тальков и многие другие на вегетарианской выставке VEG-LIFE-EXPO 2017

Фотовыставка «Будь счастливым на чистой Земле!» продолжает ЭКО путешествие

Фотовыставка «Будь счастливым на чистой Земле!» продолжает ЭКО путешествие

Автор работ - Георгий Богословский, делится с нами своими впечатлениями, показывает огромный мир с самобытной культурой и историей, открывая в самом обыденном, на первый взгляд, удивительную красоту каждого мгновения жизни

Пост-релиз выставки Георгия Богословского

Пост-релиз выставки Георгия Богословского

В среду, 18 января 2017 года, в Московском Доме Общественных Организаций (МДОО) открылась выставка фотохудожника Георгия Богословского «Будь счастливым на чистой Земле!»

"Крылья Совершенства" открывают Год экологии фотовыставкой

 "Будь счастлив на этой Земле!" - выставка работ Георгия Богословского - с 17 января по 17 февраля 2017 года

Наши партнеры

Георгий Богословский Белые облака
Янтра Йога в Саянах
В мире фантазий
Федерация йоги  
Copyright © 2007 - 2017 Журнал «ИнфоПоток».

Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены. За содержание рекламных материалов редакция журнала ответственности не несет. Мнение редакции не всегда совпадает с точкой зрения авторов статей.

 

В Москве: +7-926-186-26-78, infipotokmsk@gmail.com

В Петербурге: peterburg@infopotok.ru