27 Мая 2017 года
3-й Лунный день
Восход Солнца 3:59
Заход Солнца 20:54
Восход Луны 5:48
Заход Луны 22:33
Лунный полдень 14:08
Лунная полночь 1:36
Лунная фаза, зодиак
Луна в Раке 14:24
 

Поделиться:

 

Сандаловый Будда

Размер текста:

Живое духовное учение распространяется не только через беседы с Учителем и чтение книг, но и посредством зрительного восприятия произведений искусства, интерьера, архитектуры храмов. Обучение через наблюдение связано с наглядной моделью макрокосмоса вселенной и микрокосмоса человека. Это наблюдение позволяет увидеть тончайшие духовные переживания и нравственные качества: любовь, радость, доброту, мудрость. Примером такого распространения знаний являются религиозные святыни.

 

Одна из почитаемых святынь буддийского мира – статуя Сандаловый Будда, Зандан Жуу, находящаяся в Эгетуйском дацане Бурятии. Он считается живым Буддой – его изображения несут благодать. На танках у него особая иконография: он стоит, с большими длинными руками почти до колен, среди цветов и пейзажа. Это такой телесный человеческий Будда, подобный Будде Майтрейе, но в то же время находящийся среди благодатных небесных миров.

Статуя Сандалового Будды считается дошедшим до наших дней прижизненным изображением Будды Шакьямуни, сделанным по заказу раджи Уддияны. Есть легенда, записанная тохарским монахом Дхармананди в 385 г. н.э. (в китайском переводе Экоттара-агама-сутры из Ануттара-никаи по сведениям А.А.Терентьева), что Просветленный был в это время на небесах Тридцати Трех Богов, проповедуя Дхарму своей матери Майе, переродившейся там после смерти. Раджа Прасенаджит возжелал видеть Просветленного и повелел изваять его статую. Маудгальяна, ученик Будды, достигший чудесных способностей, перенес мастеров на небеса, где они встретились с Просветеленным. Мастера были возвращены на землю и изваяли статую из сандалового дерева «гоширша» в натуральную величину около двух метров. высотой.

Когда Будда Шакьямуни вернулся в земной мир, статуя приветствовала его,сделав 6 шагов. И Просветленный сделал пророчество, что она будет перемещена на север, и там произойдёт расцвет буддизма.

В китайских источниках есть сведения о ее перемещении из Индии того времени. В IV веке монах Кумараяна из Кашмира, чтобы спасти статую от местных войн, увез ее в Центральную Азию, где в Куче (городе-оазисе Великого шелкового пути) был вынужден жениться на сестре правителя Дживаке и стать духовным наставником в государстве.

Его сын Кумараджива стал знаменитым буддийским мудрецом. Слава его стала так велика, что в 384 году китайские войска осадили Кучу, чтобы захватить Кумарадживу и привезти в Китай. Вместе с ним была перевезена статуя Сандалового Будды, после чего последовал взлет буддийской мысли в Китае.

В начале VIII в. жены тибетского царя Сронцзангамбо из Непала и Китая привезли буддийские реликвии, и среди них статую Сандалового Будды, в Тибет. Непальская принцесса Бхрикути почиталась как Зеленая Тара, а китайская принцесса Вэнь-чэнь как Белая Тара. И уже при следующем правителе, царе Тисрондэцане, буддизм стал государственной религией Тибета.

По другим китайским источникам статуя попала сначала в Монголию во время правления Чингиз-хана в XIII в. и потом была перевезена в Китай, где неизвестно сколько лет хранилась в провинции Ли, в специально для нее выстроенном монастыре Сандан-Сы – «Монастырь Сандалового будды».

История ее пребывания в России удивительна.

В Китае в 1890-1901 гг. разразилось Боксерское восстание (Ихэтуаньское восстание, тайное общество И-хэ-цюань «Кулак во имя справедливости согласия»). В июне 1901 года Пекин был захвачен повстанцами, сожжен и разгромлен. Статуя Сандалового Будды хранилась в монастыре Сандан-сы - «Монастырь Сандалового Будды», где все буддийские паломники Монголии, Бурятии и Тибета поклонялись ей, посещая Пекин. Востоковед и один из старейших русских буддистов В.М. Монтлевич пишет об этом: «Но обрывки сведений о самом похищении сохранились, и эти сведения более или менее достоверны, ибо поведал их мне в 1969 г. известный русский востоковед Борис Иванович Панкратов, долгие годы (32 года, с 1916 по 1948 гг.) проведший в Китае.

Зимой 1901 г., после разгрома Боксерского восстания, бурятские казаки, пользуясь суматохой и разрухой в городе и пожаром в самом монастыре, вывезли статую. Руководил операцией начальник русской почты Гомбоев. Статую положили на сани, укрыли соломой и рогожей и замаскировали провиантом и почтовым реквизитом. Всего было двое саней, статую везли на вторых, как бы грузовых, санях. Можно представить благоговейный трепет и отчаянный восторг тех, кто исполнил это смелое и опасное предприятие, ведь они совершили религиозный подвиг ради распространения Учения, безусловно, исполняя наказ не известных нам и почитаемых учителей и лам. Исполнители знали, что есть поверье: там, где находится Сандаловый Будда, там и центр буддийской религии. Какой верующий не восхитится душой считать таковым центром свою страну и свой дацан. Без особых приключений статуя прибыла в Забайкалье и была укрыта в Эгитуйском монастыре (дацане).

Тогда была изготовлена металлическая копия статуи и размещена в Эгитуйском дацане; оригинал был тщательно укрыт в секретном месте. Эта мера предосторожности была вполне уместна.

Восстание в Китае было жестоко подавлено силами Англии, Германии, России, Японии и Франции в сентябре 1901 г. И вскоре в Бурятию приехали японские эксперты на поиски знаменитой статуи. Японцы имели сведения, что статуя находится в Эгитуйском дацане. Приехавшим показали металлическую копию, и они вынуждены были в полном разочаровании уехать.

После революции, в тридцатых годах, когда буддизм был в опале, Сандаловый Будда на долгие годы становится «арестантом» – он хранится в застекленном шкафу на втором этаже Одигитриевской церкви г. Улан-Удэ, где разместились фонды Краеведческого музея. И, надо сказать, что это была счастливая для статуи судьба, ибо в те лихие годы в огне и неприглядных условиях хранения гибло множество замечательных религиозных памятников старины. Только в 80-х годах статую вернули верующим, поместив уже не тайно, а открыто в тот же Эгитуйский дацан, где стояла когда-то металлическая копия».

Предсказание сбывается, и появление Зандан Жуу в Забайкалье в ХХ в. является благим предзнаменованием для развития Дхармы в России.

Статуя Сандалового Будды как бы эманирует из себя буддийское учение, создавая условия для всех взаимодействующих с ней в виде кармических ситуаций, благоприятных для процветания Дхармы. Статуя проявляет себя как живой Будда, вызывая интерес к текстам и учению, пробуждая стремление к изучению буддийского мышления – возможности практики Дхармы.

budda_ycheniki_102008 sandal_budda_102008
Танка «Будда Шакьямуни с учениками Маудгальяной и Сарипутрой», Бурятия XIX в. Грунтованная ткань, минеральные краски, частная коллекция. Танка «Сандаловый будда», Бурятия XIX в. Грунтованная ткань, минеральные краски, частная коллекция.

 

Свежий номер

tseny-rastut-u-nas-v-golovakh
Цены растут у нас в головах 09 Июль 2015, Administrator
«Ой, еще вчера эта флэшка стоила дешевле! Как жаль, что я не купила ее сразу» - сокрушается Ирина. «Кто знал» - успокаиваю ее я. – «Могли и подешеветь!» - «У нас никогда ничего не дешевеет» Не...
ekologiya-v-nashej-zhizni
Экология в нашей жизни 31 Июль 2015, Administrator
Известно, что тело не способно усваивать то, что не является пищей, – остатки удобрений и пестицидов, искусственные красители, ароматизаторы и пр. Всё это - лишняя для него нагрузка Все это отнимает у него энергию на выведение этих чуждых...
rasshirenie-opyta-s-pomoshchyu-drugikh-kak-obshchenie-prodlevaet-zhizn
Расширение опыта с помощью других 11 Сен 2015, Administrator
Сколько жизней можно прожить в одну? Кто-то скажет: единственную - свою. Однако порой общение с людьми так воздействует на нас, что мы словно бы переживаем и их опыт тоже, обогащаемся им Чем ближе наши отношения, теснее связь, тем интенсивнее...
nastupaya-sebe-na-gorlo-o-zablokirovannykh-chuvstvakh
Наступая себе на горло. О заблокированных чувствах 01 Фев 2016, Administrator
Мы относимся к себе так, как в детстве относились к нам наши родители. Если они нас стыдили за природную спонтанность - мы будем стыдить и останавливать себя в активности. Если они обвиняли, обижаясь на нас - мы будем каждый раз винить себя, когда что-то...
edinenie-i-prinadlezhnost-pokoj-i-ravnovesie-v-mire-i-dushe
Единение и принадлежность 06 Июнь 2015, Administrator
Отчего возникает страдание? От разделения в какой бы то ни было форме. «Меня никто не понимает», «Я здесь, а они там», «Ну почему ему везет больше, чем мне?!» Чувствуя себя лучше/хуже других, не понятыми, не...

Новости

Вегетарианский фестиваль МосВегФест

Вегетарианский фестиваль МосВегФест

Ассаи / ОдноНо / Toneva / Дао / Мегалланово облако и др.

Фотовыставка Георгия Богословского

Фотовыставка Георгия Богословского "Будь счастливым на чистой Земле!"

. Богословский — фотохудожник, получивший признание в разных странах, работы которого экспонируются во многих галереях мира и представляли Россию в рамках международной выставки «ЭКСПО» в Японии

YogART Party Diggadgy 19/03

YogART Party Diggadgy 19/03

Давайте встречать новую весну вместе, танцуя на YogART Party

VEG-LIFE-EXPO 2017

VEG-LIFE-EXPO 2017

Марва Оганян, Анная Зименская, Игорь Тальков и многие другие на вегетарианской выставке VEG-LIFE-EXPO 2017

Фотовыставка «Будь счастливым на чистой Земле!» продолжает ЭКО путешествие

Фотовыставка «Будь счастливым на чистой Земле!» продолжает ЭКО путешествие

Автор работ - Георгий Богословский, делится с нами своими впечатлениями, показывает огромный мир с самобытной культурой и историей, открывая в самом обыденном, на первый взгляд, удивительную красоту каждого мгновения жизни

Наши партнеры

Георгий Богословский Белые облака
Янтра Йога в Саянах
В мире фантазий
Федерация йоги  
Copyright © 2007 - 2017 Журнал «ИнфоПоток».

Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены. За содержание рекламных материалов редакция журнала ответственности не несет. Мнение редакции не всегда совпадает с точкой зрения авторов статей.

 

В Москве: +7-926-186-26-78, infipotokmsk@gmail.com

В Петербурге: peterburg@infopotok.ru