29 Апреля 2017 года
4-й Лунный день
Восход Солнца 4:51
Заход Солнца 20:03
Восход Луны 7:12
Заход Луны 23:44
Лунный полдень 15:24
Лунная полночь 2:53
 

Поделиться:

 

Метод Монтессори

Размер текста:

Мария Монтессори, первая в Италии женщина-врач, основатель педагогической системы, названной Методом Монтессори. В 1909 году Метод начинает свое триумфальное шествие по всему миру, и с тех же пор у него есть как сторонники так и противники. Сегодня у вас, дорогие читатели, есть возможность составить свое мнение. На вопросы Елены Красновой отвечает Анна Безингер, психолог, Монтессори-педагог. 

 МЕТОД МОНТЕССОРИ

annaАнна Безингер, Монтессори-педагог детского сада «Школа для малышей», психолог. Окончила Психолого-Педагогический Университет (МГППУ) поспециальности «Детская и семейная психология»; Голландский Педагогический Университет Hogeschool Leiden курс «Монтессори-образование в 21 веке»; курсы межрегиональной Монтессори-ассоциации.

В чем отличие педагогики Монтессори от той, которая в России считается традиционной?

Педагогика Монтессори является менее директивной, и в диалоге воспитателя и ребенка главная роль отведена как раз ребенку. Взрослый же выполняет функции проводника, который очень хорошо знает местность, но не принимает решения, куда ребенку идти, а лишь сопровождает его, тактично и незаметно. Это как раз то, на чем делали основной акцент голландцы – умение наблюдать за тем, что делает ребенок, не мешая ему. Этому очень сложно научиться, даже имея психологическое образование.

Ведь не только нашей отечественной педагогике, но и вообще, нашей ментальности, свойствен оценочный подход. То есть, любое явление мы склонны оценивать с позиции «хорошо-плохо», сравнивать его с тем, что считается нормой. Причем даже в тех случаях, когда сами не имеем к объекту оценки никакого отношения.

Методика Монтессори предполагает безоценочный взгляд на действия ребенка. Это в большой степени способствует возникновению взаимного доверия между ребенком и взрослым.

Есть определение метода Монтессори как основанного на свободе выбора ребенка в подготовленной среде. Что представляет собой эта среда?

Среда представляет собой пространство, поделенное на зоны, каждая из которых является как бы миниполигоном, способствующим развитию у ребенка определенных практических навыков в важнейших аспектах жизнедеятельности.

Например, детям в возрасте от одного года нужно учиться ходить, бегать, ползать. Для этого есть зона моторики: всевозможные лесенки, дорожки, горки и т.д. Это очень важный этап, ведь развитие крупной и мелкой моторики закладывает основу для дальнейшего формирования умственных способностей.

DSCF0286 

Зона УПЖ (упражнений практической жизни). Когда ребенок чуть подрастает, ему надо учиться самостоятельно одеваться, кушать, в общем, заботиться о себе. Есть специальные практические упражнения, помогающие детям освоить все необходимые действия.

DSCF0308Сенсорная зона. Далее, примерно в трехлетнем возрасте, у ребенка наиболее активно начинает развиваться сенсорика. Он учится осмысливать информацию, полученную через органы чувств. Тут ему в помощь различные игрушки, материалы, которые можно трогать, пробовать на вкус и на запах. Некоторые из таких предметов могут быть горячими, теплыми или холодными. Это такие цилиндры, в которые можно налить воду соответствующей температуры.

Зона языка и зона математики

DSC00140

Когда у детей начинается интеллектуальное развитие, им в первую очередь необходимо овладевать языком и основами счета. Им помогут всевозможные наглядные пособия, которые, опять же, имеют различные цвета, разные фактуры поверхностей (это шершавые буквы, где надо соотнести невидимый и неосязаемый звук с конкретным тактильным ощущением). Для ребенка очень важны сенсорные ощущения, и информацию, полученную в ходе такой практики он впитывает гораздо более глубоко, чем словесные наставления. Тут уже меньше собственно сенсорного, тут каждый материал еще и помогает освоению азов математики и грамматики.

Зона Космос. Больше всего это похоже на школьный предмет «Окружающий мир», только шире. Это некое создание картины мира в его полноте и взаимосвязанности.

DSC00478Что интересно, пока мозговые полушария формируются, дети не делают различия между правой и левой рукой, в том смысле, что одни и те же действия они с равным успехом делают как левой, так и правой. Но наступает момент, когда ребенок выбирает ведущую руку. Обычно это происходит в возрасте шести-семи лет. И чтобы полушария развивались гармонично, не следует преждевременно подталкивать ребенка к необходимости этого выбора. Пусть он рисует левой рукой или держит в ней ложку, если ему это удобно.

DSC01738

Естественно, среда должна соответствовать возрастному составу группы, ее интеллектуальному уровню. И к подбору педагогов нужно подходить очень тщательно, ведь они тоже часть среды.

Важно, чтобы дети имели возможность трогать, брать в руки все предметы, находящиеся в пределах досягаемости. Чтобы ребенок мог, например, передвинуть стол, переставить стул и организовать себе рабочее место. Если есть какие-то вещи, которые не должны попасть в руки ребенку – острый нож, предметы бытовой химии и т. п., то нужно их убрать подальше, чтобы ребенок не видел их и не смог достать.

Кроме того, все предметы, являющиеся частью среды, должны иметь функциональное назначение. Они обязательно должны быть зачем-либо нужны. Это относится и к игровой площадке, и к спальне, и к столовой.

Расскажите подробней про второе условие, характеризующее метод Монтессори – про свободу.

Здесь сложней. На курсах, которые проводили голландские преподаватели метода Монтессори, я поразилась тому, насколько различаются понятия о свободе россиян и европейцев. Для европейцев свобода – это осознанность выбора и понимание собственной ответственности за любые возможные его последствия. При этом свобода выбора не отменяет обязательность следования правилам общественной жизни.

Для нас же свобода – это возможность творить, извините за выражение, беспредел. А уж об ответственности – обратной стороне свободы, вообще, мало кто задумывается.

DSC00136Да, метод Монтессори предполагает свободу ребенка в выборе занятия, пространства, игрушек (материалов). Но надо понимать, что свобода эта всегда ограничена нормами поведения в группе. Конечно, можно во время занятий разговаривать, но не слишком громко, чтобы никому не мешать. Ребенок может выбрать себе для занятий любое место, но это не значит, что он может согнать соседа. Если материал уже взят кем-то, то надо не вырывать его из рук у другого, а ждать или договариваться. Это, кстати, особенность Монтессори-среды: каждый материал представлен в единственном экземпляре, чтобы подтолкнуть детей к необходимости обретения навыков социального взаимодействия. Или, например, у нас есть специальные коврики, на которых дети сидят, если хотят устроить себе рабочее место на полу. Все остальные стараются не наступать на этот коврик, потому что это индивидуальное пространство того человека, который на нем работает. Но, прежде чем расстелить коврик, ребенок и сам должен убедиться, что не загородит другим проход.

Все эти правила детям объясняются?

Да, объясняются. И зачастую носителями этих правил бывают старшие дети. У нас разновозрастные группы, в них это особенно заметно. Обычно в начале года мы с детьми эти вопросы обсуждаем, договариваемся, как нам жить, чтобы не мешать друг другу, чтобы всем было хорошо. Вспоминаем, как было в прошлом году, и иногда дети предлагают ввести какие-то новые правила.

А как вы, взрослые, присутствующие здесь, воспитываете и формируете свою свободу?

Ну, свою свободу мы, скорее, не воспитываем, а осознаем. И здесь тоже все непросто. Ведь большинство из нас училось в обычных российских школах. Мне, правда, повезло чуть больше – я, начиная с четвертого класса, училась в вальдорфской школе. Поэтому мне, возможно, в этом отношении немного легче. Основная сложность в осознании свободы заключается в сложности осознания ответственности, как мы уже говорили. Помимо этого, чтобы чувствовать себя свободным, важно умение слышать и чувствовать других людей, умение договариваться. К сожалению, большинство людей не придает этому должного значения, но при желании, научиться можно.

То есть, каких-то специальных правил для сотрудников нет?

Есть правила для детей, перед которыми у нас нет никаких особых привилегий. То, что разрешено или не разрешено детям, в равной степени относится и к взрослым. Конечно, есть разумные исключения. Например, взрослые пользуются острым ножом, а детям, по понятным причинам, это не разрешается. Но все подобные запреты должны иметь доступное для понимания ребенка логическое объяснение.

DSC00049

Обычно же такие моменты доводятся до сведения ребенка с позиции «я взрослый – я решаю». А уважительному, партнерскому тону в диалоге с ребенком в традиционной педагогике, к сожалению, места нет.

Мой Учитель говорит, что только свободная мать может родить и воспитать свободного ребенка. Вы учите детей свободе, в широком понимании этого слова. Не вступает ли ваш метод в конфликт с домашним воспитанием?

Вступает, причем регулярно. И мы обсуждаем спорные вопросы с родителями, проводим семинары, приглашаем родителей на открытые занятия. Помногу раз объясняем, почему мы поступаем так, а не иначе, и насколько благотворно такой подход скажется на дальнейшем развитии ребенка.

Один из наиболее частых случаев – ребенок отказывается от еды, капризничает и вредничает. Мы не уговариваем его, не упрашиваем, а просто позволяем ему не есть. Быть голодным ребенку быстро надоедает, и вскоре он, как ни в чем не бывало, снова начинает нормально есть. Бывает, правда, что дети, видя что никто особо не реагирует на их выкрутасы, жалуются родителям. И тут главное для нас – набраться мужества и не поддаться давлению со стороны родителей, которое может иметь различные формы и быть порой очень настойчивым.

Иногда родители приходят и возмущенно спрашивают, почему их ребенок сегодня ничего не читал и не считал. А ведь совершенно нормально, что в какой-то день ребенок может не читать и не считать. Он может делать что-то другое, не менее важное для него, благодаря чему впоследствии те же чтение и математика будут даваться ему легче.

Вообще, лучше всего, если родители либо полностью доверяют нам, не мешая нашей работе, либо отдают своего ребенка в другой детский сад. Иногда поначалу родители настроены несколько недоверчиво, но позже, видя, что их ребенок хорошо развивается, меняют свое отношение. Бывает, что родители постоянно нами недовольны, но в то же время не забирают ребенка от нас. Конечно, родителей можно понять.

Как сами дети относятся к безоценочному взгляду на свои действия?

Им бывает тяжело. Дело в том, что склонность к оцениванию у российского человек очень сильна. Не всегда удается сохранять внутреннее равновесие, и оценивание все равно происходит, пусть и не в вербальной форме. В этом отношении мы очень сильно отличаемся от европейцев. Даже если мы словами не выражаем своего отношения к действию ребенка, тот всегда может заметить одобрительную улыбку или сердитый взгляд, например. Подобные проявления являются неосознанными, и мы не привыкли их контролировать.

DSCF2068Кроме того, мы невольно стараемся мотивировать ребенка. Мы почему-то убеждены, что без нашего одобрения и какого-то поощрения он ничего не захочет делать. Традиционная педагогика утверждает, что своим позитивным отношением, своим личным примером мы ребенка настраиваем на правильные действия и стимулируем его активность. Но на самом деле этим самым мы делаем его зависимым от нашей оценки, и от внешней оценки вообще. Ребенок, делая какую-то нравящуюся ему работу, вместо того, чтобы ориентироваться на какие-то собственные ощущения, начинает ждать, что ему кто-то скажет, так ли на самом деле хорошо то, что он делает.

То есть, если мы хотим воспитать в ребенке независимость (а система Монтессори направлена на это), нужно полностью исключить любые поощрения и наказания.

Я наблюдала, как двое мальчиков, ваших подопечных, с помощью цилиндра и поршня разливали воду из одной емкости в другие. Они явно не ждали оценки со стороны, похоже, им вообще было все равно, что происходит вокруг. Их увлеченность была очень серьезной.

В этом как раз состоит цель. В том, чтобы ребенок ориентировался на себя и сам мог оценить свою работу. Важна степень удовлетворенности работой, в том числе и качеством ее выполнения.

DSCF0310

Есть ли дети, которые как бы застревают в зоне практики, которых не тянет ни в космос, ни в математику, ни в сенсорику?

Есть. Но, как правило, в таких случаях имеют место какие-то эмоциональные, психологические барьеры. Детям бывает по каким-то причинам страшно осваивать что-то новое. Возможно, это страх оценки. Правда, еще причина может быть в том, что ребенок просто перегружен: английский, танцы, рисование и т.д. В этом случае ребенок тоже совсем не заинтересован заниматься счетом, письмом, чтением.

В каком возрасте это может проявиться?

DSCF0299Очевидным это становится к четырем годам. Обычно к этому возрасту детям уже становится неинтересно в практической зоне, и они ищут новые пространства.

Легче всего бывает переманить нерешительного ребенка в сенсорику, а потом уже постепенно показывать ему, что есть еще много чего интересного.

Обычно человеку больше всего нравится делать ту работу, которая у него хорошо получается. Нужно понять, что у ребенка получается лучше всего, и в этом направлении постепенно усложнять задачу и расширять диапазон приложения.

В общем, цель метода – воспитание свободного, независимого, ответственного человека?

Воспитанию ответственности в методе Монтессори уделяется большое внимание. Ответственности не только за себя, но и за мир, в котором человек живет – за социум, за природу, за культуру.

В чем эта ответственность, и как ребенок может понять, что он отвечает, например, за природу?

У нас есть растения, которые нужно поливать, чтобы они не погибли. Причем поливом растений занимаются сами дети. И дети видят и начинают понимать, что если цветок долгое время не поливать, то он гибнет.

Вы даете детям право на ошибку?

Да. Чтобы ребенок видел последствия и учился их осознавать. Трехлетнему ребенку можно много раз говорить, чтобы он обращался с чашкой осторожней, потому что она может разбиться. Но все слова будут для него пустым звуком до тех пор, пока он эту чашку не разобьет. И надо дать ему возможность разбить ее. Кстати, дети сильно пугаются, когда разбивается посуда. Главное – не ругать ребенка, когда это произойдет, а спокойно объяснить, что стекло хоть и твердое, но хрупкое и может разбиться, так что впредь надо быть аккуратней.

Важно, чтобы в сознании ребенка понятие ответственности за ошибку не было сведено к страху перед каким-то наказанием извне.

DSC00455

Если мы хотим предостеречь ребенка от неправильных действий, мы не должны вести с ним разговор в ключе «не делай так!». Такой подход неконструктивен, потому что не дает ребенку альтернативной идеи. Вместо этого надо показать ребенку, как нужно делать, чтобы все получалось правильно. Допустим, показать ему, как нести чашку с компотом, взяв ее двумя руками и ни на что не отвлекаясь.

Вернусь к тому моменту, где мы говорили о развитии социальных навыков у детей. Уже в этом раннем возрасте в ребенке надо формировать элементарные моральные качества. И мы показываем детям, как нужно нести стул, чтобы никого не ударить, как и где расстилать коврик, чтобы никому не мешать, как обходить коврики, чтобы не наступать на них, как аккуратно открывать дверь и т.д. Так у ребенка формируется неосознанная привычка поступать определенным образом. Неосознанная потому, что в столь раннем возрасте ребенок легко перенимает манеры поведения взрослых, но совершенно неспособен воспринимать словесные сентенции о необходимости соблюдения моральных норм. Такие беседы с детьми можно начинать проводить позже, когда они уже могут мысленно поставить себя на место другого человека и понять, что другому тоже может быть и больно, и обидно. Тогда привычка становится сознательным выбором и принятием определенных правил жизни в обществе.

Я недавно тоже проявила социальную ответственность. Ехала мимо Новогорска, увидела вдалеке столб черного дыма и позвонила «01». Хотя я живу на Юго-Западе, и меня это, вроде бы, не касается. Мало ли, что там горит около Новогорска... Но все-таки на душе легче стало, да и позвонить ведь несложно.

Мы всегда говорим детям, чтобы они закрывали кран после того, как помоют руки (обычно дети забывают). Пусть закрывать кран войдет в привычку, а позже можно будет объяснить ребенку, что количество ресурсов у Земли небесконечно, и надо относится к ним бережно.

Говорить о моральных принципах имеет смысл, когда ребенку уже лет семь-восемь.

Как бы Вы сформулировали моральные принципы, подразумеваемые в концепции Монтессори?

Ну, во-первых, уважение к другим и к себе. Например, я могу иметь собственную точку зрения, но понимаю, что точка зрения другого человека, отличная от моей, также имеет право на существование.

Далее, это мирное разрешение конфликтных ситуаций.

Еще мы стараемся давать детям правильное представление о мире и о том, как человек на этот мир влияет. Особенно актуально это в свете рационального использования земных ресурсов. В последнее время людей становится больше, а ресурсы заканчиваются.

А есть еще какие-то правила, например, не обманывать?

Да, но они не озвучены настолько явно. Эти правила, несомненно, ценны лично для меня, но в работе с детьми больший упор делается на терпимость и осознанность своих действий. А что касается именно «не обманывать» – пожалуй, ничего не говорится вообще. Дети перестают обманывать, если на их обманы реагировать как на правду. Например, сказал человек, что у него голова болит, и он не может что-то делать (а на самом деле просто не хочет, и это видно по счастливому лицу). Стоит его пожалеть и отправить полежать. И пусть он продолжает лежать, когда все дети пойдут на прогулку или в спортзал. Детская ложь обычно очень проста и направлена на избежание наказания или какой-то работы. Но важно не высмеивать ребенка, а реагировать искренне, как если бы он говорил правду.

Бывает такое, что дети все-таки дерутся?

Конечно. Они ведь совершенно не могут сдерживать свои непосредственные реакции. Часто бывает, что первая реакция – дать в глаз.

А сегодня я увидела здесь просто идиллию...

Нет, часто бывает, что один у другого незаметно пытается отнять совочек или еще что-то. Они вроде и знают, что нехорошо, но хочется ведь...

И каждый раз в таких случаях мы им напоминаем, что надо спрашивать и договариваться. Кстати, если один ребенок спросит другого, можно ли взять совочек, тот, скорее всего, ответит, что да, можно.

DSC00049

Вы утверждаете в детях позитивный образ мыслей?

Да, стараемся. Показываем, объясняем, как надо делать. Потому что если что-то объяснять, беря за основу негативный пример, то этот негатив только сильнее закрепляется в сознании ребенка.

Я читала о методе и о самой Марии Монтессори. Когда в Италии к власти пришли фашисты, она уехала из страны, так как начались гонения: свободная личность здесь больше была не нужна. Какое-то время ее метод был популярен в Советском Союзе, потом его тоже запретили. Как сейчас вы общаетесь с властями? Есть ли какие-то проблемы?

Сейчас сложно в том плане, что в системе образования хаос. В основном, сады Монтессори являются частными. Или в некоторых государственных садах есть одна группа Монтессори. Хотя, с другой стороны, момент благоприятный, в силу принятия курса на гуманизацию образования. С нашей стороны есть попытки взаимодействия с властью, с Министерством образования, так что дело понемногу движется.

Есть ли признание со стороны государства в виде аккредитации?

У нашего сада госаккредитация есть, но в целом система Монтессори является, скорее, тихо игнорируемой, чем признанной. Для государства это лишняя головная боль. Такая же ситуация и с вальдорфскими школами.

Какими знаниями должен обладать воспитатель группы? Обязательно ли ему иметь педагогическое образование?

DSC00456Дело в том, что человеку, получившему отечественное педагогическое образование, невероятно сложно бывает переместиться с позиции «я в центре и всеми рулю» на позицию незаметного наблюдателя и разрешать детям делать ошибки. А вот психологическое образование позволяет легче освоить метод. Поскольку здесь много внимания уделяется умственному развитию, эмоциональной сфере, моральному аспекту.

Вообще, для работы в детском саду подойдет любое высшее образование. Гораздо большее значение имеют личные качества человека.

А вот для работы в школе без специальных знаний уже не обойтись.

Каков изначальный портрет ребенка с точки зрения Монтессори? На какие особенные свойства детей опирается метод?

Во-первых – колоссальный потенциал, активность, стремление самих детей к исследованию мира вокруг себя. Во-вторых – невероятная открытость миру и любому опыту, какой он может дать.

И третье – некоторые заложенные и в определенный момент срабатывающие механизмы развития. Допустим, развитие головного мозга происходит в направлении от его срединных структур к коре. Поэтому сначала оно идет за счет развития моторики и сенсорики, потом – за счет овладения речью, приобретения социальных навыков и т.д. То есть, подобные закономерности развития ребенка используются в методе.

А индивидуальность?

Да, конечно, они все разные. И развитие происходит по-разному, с различной скоростью, и по-разному оценивают один и тот же опыт.

DSCF0284И, наверное, жизненная задача у каждого своя.

Наверное, да, хотя это, скорее, религиозная формулировка.

А Вы, современная девушка, разве не считаете, что у каждого человека своя индивидуальная жизненная задача?

Считаю, только я по-другому это называю. Я не называю это задачей. Действительно, для каждого человека найдется созвучный ему вид деятельности, стиль жизни. Кто-то будет психологом, кто-то бухгалтером, а кто-то фермером.

Мой брат младше меня на десять лет, и недавно у него были проблемы с поступлением в институт, точнее говоря, поступать в институт он не хотел совсем. А, надо сказать, в тот период брату было шестнадцать лет (он окончил школу на два года раньше), и он был просто отвратительным подростком. Это был самый худший случай из тех, что описывают в учебниках по психологии.

И я ему сказала тогда, что, возможно, ему и не надо поступать в институт, и это нормально. Не обязательно всем быть профессорами, и отсутствие диплома ничего не говорит о личностных качествах. Можно быть замечательным дворником, человеком широчайшей души, культурным, добрым. Тогда он высказал все, что думал, наговорил гадостей, а спустя некоторое время поступил в Институт русского языка и литературы имени Пушкина, где в настоящее время успешно учится. Дворником он, конечно, не стал.

DSCF0288Но все же, насколько ограничивает людей в поиске себя общественное мнение, отводящее представителям неинтеллектуальных видов деятельности место в низах социальной иерархии. Хотя, если подумать, то какая разница? Можно быть профессором математики, а можно – фермером... 

Сегодня фермерство – это очень даже интеллектуальная сфера деятельности. Профессора лучше противопоставить, например, работнику конвейера.

Да, но при этом у работника конвейера может быть богатейший внутренний мир.

Я сомневаюсь...

Не знаю, может быть, мне просто хочется верить, что это так. Так или иначе, есть много людей, которым, в силу особенностей их нервной системы, работать на конвейере очень комфортно.

Вы ездите на работу с Юго-Запада. Наверное, работа вам по-настоящему интересна?

Да, сейчас именно здесь то место, где я могу реализовать то, что мне хочется.

Не имея опыта воспитания своего ребенка, тяжело принять других детей такими, какие они есть?

А мне кажется, сложнее принять таким, какой есть, своего ребенка. Мой личный опыт связан с воспитанием младшего братика. Когда он был маленьким, я в большой степени была за него ответственна. И, когда он в разговорах вдруг стал восхвалять фашистскую идеологию, я еле удерживалась, чтобы не побить его. То, что он тогда говорил, абсолютно противоречило моим собственным ценностям и тому, что я старалась привить ему. К счастью, мое психологическое образование помогло мне тогда не реагировать на его подростковый показушный бред. Брат, слава богу, о фашистских идеалах со временем позабыл, но пламенные речи о том, что всех надо обязательно и срочно бить, мне пришлось послушать. И продолжалось это в течение примерно двух лет. Очень тяжело предоставить человеку, который лично тебе дорог, свободу выбора, когда речь идет о таком выборе.

binomС чужими детьми проще. По отношению к ним, я, действительно, наблюдатель. В них я могу увидеть больше, чем в человеке, в котором заинтересована лично.

Во время знакомства со средой Монтессори, Вы показали мне очень необычный материал. Расскажите о нем, пожалуйста.

Есть у нас такой материал, называется он бином. Он включает в себя красный кубик, длину ребра которого можно условно обозначить как а, и синий, длина ребра которого условно равна b. Еще там есть шесть призм с квадратным основанием. У трех из них длина стороны основания равна а, а высота равна b. А у других трех – наоборот, длина стороны основания равна b, а высота равна а. Если все эти восемь фигур сложить особым образом, то получится большой куб с длиной ребра равной a+b.

Суть в том, что при помощи этого материала дети учатся вычислять объем этого большого куба. В общем, дети проделывают с этими предметами различные манипуляции, складывают их по-разному, сравнивают, анализируют и в итоге даже выводят формулу куба суммы: (a+b)?=a?+3ab?+3a?b+b?. С помощью педагога, разумеется.

Как в настоящее время развивается система Монтессори? Появляются ли новые материалы?

Я не знаю, как это происходит в мире, но что касается России, то у нас на прошлой конференции была организована целая мастерская, где люди могли показать какие-то свои разработки и обсудить их с разных точек зрения. Мне кажется, это хорошая возможность. Потому что система Монтессори – это не только материалы. Не только кубики, розовая башня и коричневая лестница. Прежде всего – это идея. Это способ подачи информации ребенку и способ отношения к ребенку. В качестве материала можно применять что угодно, хоть камушки и палочки. Но если есть возможность сделать красивые интересные материалы, надо ее использовать.

Новые материалы разрабатываются в Европе, в специальном институте.

Особенность российской монтессори-педагогики состоит в ее излишней интеллектуализации. То есть, больший акцент делается на обучение чтению, счету и письму, что, разумеется, тоже необходимо. Но все-таки изначально идея Монтессори заключается в воспитании гармонично развитой личности.

На могиле Марии Монтессори написано что-то вроде: «Дети всей Земли, помогите мне создать новый мир!» Действительно, только так можно создать новый мир – воспитывая детей по-новому. Невозможно поставить цель более высокую и труднодостижимую, но...

...но если не ставить таких целей, то никуда не придешь.

Да, и это то, почему я езжу сюда с Юго-Запада.

Монтессори детский сад "Школа для малышей":

www.babyschool.ru

(499) 906-7333, 7200, Москва, ул. Базовская, д. 24 а

Российские фабрики, производители материалов Монтессори

в Санкт-Петербурге www.montessori-piter.ru

в Омске www.montessori-press.ru

Свежий номер

tseny-rastut-u-nas-v-golovakh
Цены растут у нас в головах 09 Июль 2015, Administrator
«Ой, еще вчера эта флэшка стоила дешевле! Как жаль, что я не купила ее сразу» - сокрушается Ирина. «Кто знал» - успокаиваю ее я. – «Могли и подешеветь!» - «У нас никогда ничего не дешевеет» Не...
ekologiya-v-nashej-zhizni
Экология в нашей жизни 31 Июль 2015, Administrator
Известно, что тело не способно усваивать то, что не является пищей, – остатки удобрений и пестицидов, искусственные красители, ароматизаторы и пр. Всё это - лишняя для него нагрузка Все это отнимает у него энергию на выведение этих чуждых...
rasshirenie-opyta-s-pomoshchyu-drugikh-kak-obshchenie-prodlevaet-zhizn
Расширение опыта с помощью других 11 Сен 2015, Administrator
Сколько жизней можно прожить в одну? Кто-то скажет: единственную - свою. Однако порой общение с людьми так воздействует на нас, что мы словно бы переживаем и их опыт тоже, обогащаемся им Чем ближе наши отношения, теснее связь, тем интенсивнее...
nastupaya-sebe-na-gorlo-o-zablokirovannykh-chuvstvakh
Наступая себе на горло. О заблокированных чувствах 01 Фев 2016, Administrator
Мы относимся к себе так, как в детстве относились к нам наши родители. Если они нас стыдили за природную спонтанность - мы будем стыдить и останавливать себя в активности. Если они обвиняли, обижаясь на нас - мы будем каждый раз винить себя, когда что-то...
edinenie-i-prinadlezhnost-pokoj-i-ravnovesie-v-mire-i-dushe
Единение и принадлежность 06 Июнь 2015, Administrator
Отчего возникает страдание? От разделения в какой бы то ни было форме. «Меня никто не понимает», «Я здесь, а они там», «Ну почему ему везет больше, чем мне?!» Чувствуя себя лучше/хуже других, не понятыми, не...

Новости

Вегетарианский фестиваль МосВегФест

Вегетарианский фестиваль МосВегФест

Ассаи / ОдноНо / Toneva / Дао / Мегалланово облако и др.

Фотовыставка Георгия Богословского

Фотовыставка Георгия Богословского "Будь счастливым на чистой Земле!"

Г. Богословский — фотохудожник, получивший признание в разных странах, работы которого экспонируются во многих галереях мира и представляли Россию в рамках международной выставки «ЭКСПО» в Японии

YogART Party Diggadgy 19/03

YogART Party Diggadgy 19/03

Давайте встречать новую весну вместе, танцуя на YogART Party

VEG-LIFE-EXPO 2017

VEG-LIFE-EXPO 2017

Марва Оганян, Анная Зименская, Игорь Тальков и многие другие на вегетарианской выставке VEG-LIFE-EXPO 2017

Фотовыставка «Будь счастливым на чистой Земле!» продолжает ЭКО путешествие

Фотовыставка «Будь счастливым на чистой Земле!» продолжает ЭКО путешествие

Автор работ - Георгий Богословский, делится с нами своими впечатлениями, показывает огромный мир с самобытной культурой и историей, открывая в самом обыденном, на первый взгляд, удивительную красоту каждого мгновения жизни

Наши партнеры

Георгий Богословский Белые облака
Янтра Йога в Саянах
В мире фантазий
Федерация йоги  
Copyright © 2007 - 2017 Журнал «ИнфоПоток».

Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены. За содержание рекламных материалов редакция журнала ответственности не несет. Мнение редакции не всегда совпадает с точкой зрения авторов статей.

 

В Москве: +7-926-186-26-78, infipotokmsk@gmail.com

В Петербурге: peterburg@infopotok.ru