20 Августа 2017 года
29-й Лунный день
Восход Солнца 5:11
Заход Солнца 19:53
Восход Луны 3:08
Заход Луны 19:14
Лунный полдень 11:18
Лунная полночь 23:45
 

Поделиться:

 

Тренировка ума

Размер текста:

7 июня 2011г. в Москве, в Культурном центре и магазине «Белые облака» состоялась пресс-конференция, посвященная презентации книги «Тренировка ума». Автор книги – мастер тибетского буддизма Рингу Тулку Ринпоче. В своей книге «Тренировка ума» Рингу Тулку Ринпоче излагает принципы учения (лоджонг), которое предоставляет метод изменения привычного способа мышления и избавления от негативных состояний ума.

Об авторе

Рингу Тулку Ринпоче — буддийский мастер, обучавшийся у таких великих учителей тибетского буддизма как Его Святейшество Гьялва Кармапа XVI и Дилго Кхьенце Ринпоче. С 1990 года Рингу Тулку регулярно даёт учения в Европе, США, Канаде, Австралии и Азии.

Лоджонг ориентирован на практический результат и не требует специальной подготовки, что делает его доступным и полезным широкому кругу практикующих.

«Наше отношение к жизни имеет огромное значение, и тренировка ума улучшает это отношение, изменяя наш взгляд на мир. С позитивным настроем ума нам не страшны никакие невзгоды».

Тренировка ума позволяет выйти за пределы тесного мирка, в котором мы привыкли жить.

В пресс-конференции приняли участие Елена Краснова, журнал «ИнфоПоток», Елена Котенко, журнал «Культура и время», сотрудники музея имени Н. К. Рериха

Господин Рингу Тулку Ринпоче, расскажите, пожалуйста, о своей книге.

Книга базируется на древнем тексте, посвященном практике, которая, говоря современным языком, называется «семь пунктов тренировки ума». Эта практика тренировки ума пришла в наше время сквозь века от самого Будды Шакьямуни. Ее применяли многие великие мастера Индии и Тибета. По-тибетски эта практика называется лоджонг (ло – ум; джонг – тренировать, упражнять). Говоря о тренировке ума, мы не суживаем это понятие до одних лишь мыслей. Тренируя ум, мы работаем со многими аспектами нашего существа – восприятием, эмоциями, стереотипами поведения, способами реагирования. Дело в том, что эти аспекты человеческой личности пластичны, их можно трансформировать и преобразовать в желаемую сторону. Лоджонг как раз является тем инструментом, при помощи которого это можно сделать.

Долгое время считалось, что эта практика не для всех, а лишь для избранных. Но однажды Мастер, который был автором этого текста, повстречал в горах нескольких человек, больных проказой. Из сострадания Мастер стал беседовать с этими людьми и дал им наставления по лоджонг. Прошло некоторое время, и жизнь этих людей изменилась и преобразилась. Среди прокаженных, поскольку все они общаются между собой, пошла молва. Вскоре вокруг Мастера образовался медитативный лагерь, состоящий из прокаженных.

И даже тогда Мастер все-таки продолжал думать, что учение – не для всех. У этого Мастера был брат – человек, подверженный приступам гнева и плохо владеющий собой. Но вдруг Мастер стал замечать, что этот вспыльчивый, несдержанный человек становится приветливым и доброжелательным. Мастер удивился этим переменам, но не мог понять, в чем их причина. И вскоре выяснилось, что, оказывается, его брат случайно услышал разговор с прокаженными о тренировке ума. Тогда Мастер понял, что уж если практика тренировки ума помогла такому человеку как его брат, то поможет и всем.

С тех пор эта практика стала основной в традициях старых школ тибетского буддизма.

Существует множество книг с комментариями к этому тексту. С одной из таких книг я хочу вас познакомить. Много лет тому назад во Франции я проводил семинар в течение целой недели. Один из участников того семинара взял на себя труд сделать расшифровку стенограммы и обработать ее. В результате получилась книга, которая с тех пор была переведена на многие языки. Я очень рад, что теперь эта книга издана и на русском языке. Хочу поблагодарить того, кто перевел и издал ее в России. Надеюсь, что какая-то польза людям от этой книги будет.

Вы сказали, что автор древнего текста поначалу считал освоение техники тренировки ума делом, которое под силу не каждому. Так ли уж он был неправ? Ведь и в наше время мы видим, что далеко не все люди стремятся к духовному развитию...

Я думаю, что в то время Мастер видел примерно то же самое, что и Вы. Он видел, что большинство людей оторвано от дхармы, то есть, не интересуются духовностью. Поэтому он считал, что люди не заинтересуются и его практикой, не смогут верно понять ее и применить, и, соответственно, она не принесет им пользы.

Дело в том, что эта практика непосредственно работает с нашими основными эмоциями: приязнью, привязанностью, и с другой стороны – неприязнью, отвращением. Обычно все люди хотят быть счастливы, и никто не хочет страдать и быть несчастным. Но наше желание счастья чрезмерно, и нежелание страдания также чрезмерно. В итоге то и другое дают нам страдания. Человек говорит себе: «Вот, я хочу счастья, мне надо то-то и то-то для этого делать». Таким образом, он создает внутри себя ажиотаж вместо того, чтобы умерить свою алчность и свои страхи. Но понять эти вещи сразу бывает сложно. Сложно понять, что корень проблемы заключается в нашем отвращении к возможному несчастью или к неприятностям, которые нас преследуют. Очень трудно поверить, что если мы сможем разобраться с этими внутренними факторами, то и внешние обстоятельства радикально изменятся. Именно в этом трудность.

Когда люди говорят, что им неинтересна духовность, то это значит лишь, что они не понимают в полной мере, что такое духовность. Кроме того, в сознании основной массы людей понятие «духовность» отождествлено с религией. А к религии, а также и ко всему, что с ней может быть связано, современное общество имеет изначально предвзятое отношение. Религия воспринимается как нечто догматичное, довлеющее, навязанное и архаичное. Вот если бы люди поняли, что духовность, как, впрочем, и религия – это про другое, про то, как найти, где благо для всех и для каждого в отдельности...

Хотя нельзя не отметить, что в последнее время в обществе наметилась тенденция роста осознанности.

Большинство людей всегда искренне считало, что материальные ценности – это то, что делает человека счастливее, удовлетвореннее. Сейчас мы видим, что все больше и больше людей начинают понимать, что материальный аспект – это еще не все, что нужно для счастья, что есть еще нечто важное. На мой взгляд, большой вклад в развитие этой тенденции вносит диалог духовных традиций и науки. Именно он способствует раскрытию умов материально ориентированных людей.

Методику, о которой Вы говорили, могут изучать люди любой конфессиональной принадлежности?

Да, я считаю, что эта вещь может практиковаться вне конфессии. Для этой практики не требуется ни каких-то особых условий, ни наличия какой-то веры. Не нужно для этого и особых духовных передач, посвящений. Не требуется никаких обетов, связанных с этой работой.

Данная практика является как бы вселенским исцелением, направленным на себя и на других. Но максимальный эффект получает, конечно же, выполняющий практику. В результате исчезают страхи, привязанности и все, что мешает жить. Также это эффективная работа с состраданием, развитие его.

В последнее время очень популярным стало выражение «позитивное мышление». В чем, с Вашей точки зрения, его смысл?

Мне кажется, что это очень буддистское понятие. Только я бы его расширил: позитивным должно быть не только мышление, но и само бытие.

У человеческого ума есть очень сильная склонность цепляться, держаться за все негативное. Мы так и льнем к нему. При этом мы всегда думаем, что пока у нас есть хоть какая-то маленькая проблемка, мы, пока не решим ее, ни за что не сможем быть счастливыми. Мы всегда о ней думаем, бываем даже одержимы ей. Но реальность такова, что, даже разрешив эту проблемку, мы тут же получаем новую. Таким образом, мы в своей жизни не можем дать место счастью.

Поэтому Учение говорит, что, столкнувшись с проблемой, мы, конечно, должны уделять время и силы ее решению, но мы не должны уделять время и силы только ей, не должны зацикливаться. Ведь жизнь полна других вещей, которые вполне себе позитивны. И когда мы переключаем свое внимание на другие стороны своей жизни, та проблема хоть и не исчезает, но удельный вес ее становится существенно меньше.

Важная истина: реальность не в том, что происходит вокруг, а в том, куда направлен наш ум, в том, что мы переживаем.

Поэтому базовым, основополагающим буддистским наставлением является призыв к осознанию ценности человеческой жизни и всего, что нам дано.

Какие книги Вы написали помимо этой, и о чем будет Ваша следующая книга?

Есть еще несколько книг на английском языке, одна из них называется «Путь к просветлению или путь к состоянию Будды». Она представляет собой общее введение в буддизм, базирующееся на известном тексте Гампопы «Драгоценное Украшение Освобождения». Этот текст является базовым в традиции буддизма.

Есть еще книга о трех Колесницах, или о трех Путях внутри буддизма, точное ее название сейчас не припомню. Есть книга, название которой можно перевести что-то вроде «Ступени бесстрашия».

Если говорить о более крупных, серьезных произведениях, то к таким относится книга «Философия Риме». Риме – это одна из школ тибетского буддизма. Данная книга – результат моих исследований традиций этой школы. Кроме того, я написал серию брошюр под названием «Учение ленивого ламы». Она довольно популярна среди читателей. Есть книга, название которой на русском языке звучит как «Превращение молока в йогурт». Она посвящена теме смерти и перерождения.

А в настоящее время я работаю над книгой, основанной на тексте публичных учений, которые давал Гампопа. Она представляет собой транскрибированный и переработанный текст оригинала, дополненный результатами моих собственных наблюдений и исследований.

То есть, можно сказать, что Вы не писатель в привычном смысле этого слова, а толкователь и интерпретатор классики?

Да, в этом смысле я не писатель. Я, скорее, пересказчик. Есть тибетские сказки, к которым я приложил руку, есть рисованная книжка, наподобие комиксов. Она называется «Мальчик, у которого была мечта».

Кстати, на заре своей научной деятельности я написал целую серию школьных учебников для развития языковых навыков у детей.

Расскажите, пожалуйста, о своем взгляде на буддизм

В общем и целом буддизм является как бы тренировкой. Тренировкой в ощущении и переживании самого себя и умении трансформировать эти ощущения и переживания. Это тренировка умения работать со своими эмоциями, привычными шаблонами поведения и со своими способами реагирования.

Иногда буддизм называют внутренней наукой. Кроме того, буддизм пересекается с весьма обширным полем академических наук и дисциплин, в рамках которых ведутся исследования и описания природы человека и свойств его ума, природы окружающей нас реальности и различных форм ее проявления.

Но в основном буддизм – это учение о трансформации того, как мы воспринимаем себя, воспринимаем окружающий мир, как мы мыслим, как реагируем, какова наша эмоциональная жизнь. Важно, что буддизм не базируется на вере в некоего Бога-творца, создателя Вселенной. Основа буддистского понимания мира – это теория взаимного происхождения, взаимозависимости. Поэтому основной акцент делается на понимании реальности посредством методов логики и внутреннего исследования, интроспекции, а также внутреннего эксперимента, коим по своей сути является медитация.

В буддизме даже те слова, что говорил сам Будда, могут подвергаться сомнению и исследованию. И если ученик задается вопросами и начинает аналитически исследовать учение Будды (я повторяю, на этом делается акцент, сам Будда призывает учеников не принимать его слова на веру и все подвергать сомнению и исследованию), то со стороны ученика это не является проявлением неуважения к Будде и к его учению. Потому что в буддизме есть встроенная система внутреннего деления учения на две категории. Одна из них – это то, что мы называем условной, или относительной истиной. Эта часть учения касается только индивидуальной жизни человека и может помочь каждому ищущему привести свою жизнь в порядок. Многие положения этой области буддизма являются истиной сугубо частного характера, а потому зачастую абсолютно неприменимы для второй его части и не имеют с ней ничего общего. Эта вторая часть буддизма – учение об абсолютной, конечной истине, которая остается неизменной, независимо от того, с какой точки зрения, с какой субъективной или временной позиции ее рассматривать.

У буддизма есть еще одна уникальная особенность. Будда утверждал, что он учил «тысяче дхарм», то есть, в течение своей жизни он давал разные учения, в чем-то отличающиеся одно от другого. Он объяснял это тем, что в разное время его учениками были разные люди, также отличающиеся друг от друга. Все они имели разные запросы, уровень зрелости и готовности, интересы. Соответственно, факторы, способные оказать на разных людей влияние, тоже различны.

Поэтому о буддизме нельзя говорить как об учении, основанном на фиксированном наборе догм и не признающем правомерности существования иных взглядов на устройство мира. Буддистское учение исключает догматизм. Пожалуй, это основная его отличительная особенность. У буддистов есть шутливая поговорка о том, что если два философа согласны между собой, значит, один из них уже не философ. А если к согласию не могут прийти два йогина, преуспевшие в медитации, то это значит, что один из них уже не йогин.

В православии существует понятие греха. Есть ли такое понятие в буддизме?

В буддизме есть понятие благих деяний и неблагих деяний. Благие дела – это те, плодом которых является счастье, благо, и польза, как для человека, их совершающего, так и для других людей. Соответственно, неблагие – это их противоположность. Они создают проблемы, приносят страдания самому человеку и окружающим его людям. Но даже если факт совершения неблагого поступка состоялся, в дальнейшем можно очиститься от его негативных последствий. Буддисты утверждают, что даже самый дурной поступок не является несмываемым пятном, и у человека, допустившего ошибку, есть шанс ее исправить.

Да, человек совершает благие либо неблагие поступки. Но эти поступки – не есть сам человек.

Вы упомянули о книге с названием «Мальчик, у которого была мечта». Есть ли сейчас у Вас мечта?

Я мечтаю о том, чтобы от меня была максимальная польза максимальному числу существ. Поэтому я постоянно путешествую. Люди, живущие в разных местах земного шара, приглашают меня. И я всегда отзываюсь и приезжаю к ним, чтобы поделиться знанием, пониманием.

У нас есть такое понятие как Бодхичитта и связанный с ней обет Бодхисаттвы. Его смысл в том, что все хотят и должны быть освобождены от страданий и наделены счастьем. И это тоже есть моя мечта – чтобы все существа были свободны от страданий и обрели непреходящее счастье. И сколько бы времени на это ни потребовалось – у нас есть обет работать в этом направлении.

В целом же, люди, которые верят в перерождение, более расслабленные: не случилось в этой жизни – случится в следующей. Поэтому не такой уж я в этом плане мегаусердный!

Свежий номер

tseny-rastut-u-nas-v-golovakh
Цены растут у нас в головах 09 Июль 2015, Administrator
«Ой, еще вчера эта флэшка стоила дешевле! Как жаль, что я не купила ее сразу» - сокрушается Ирина. «Кто знал» - успокаиваю ее я. – «Могли и подешеветь!» - «У нас никогда ничего не дешевеет» Не...
ekologiya-v-nashej-zhizni
Экология в нашей жизни 31 Июль 2015, Administrator
Известно, что тело не способно усваивать то, что не является пищей, – остатки удобрений и пестицидов, искусственные красители, ароматизаторы и пр. Всё это - лишняя для него нагрузка Все это отнимает у него энергию на выведение этих чуждых...
rasshirenie-opyta-s-pomoshchyu-drugikh-kak-obshchenie-prodlevaet-zhizn
Расширение опыта с помощью других 11 Сен 2015, Administrator
Сколько жизней можно прожить в одну? Кто-то скажет: единственную - свою. Однако порой общение с людьми так воздействует на нас, что мы словно бы переживаем и их опыт тоже, обогащаемся им Чем ближе наши отношения, теснее связь, тем интенсивнее...
nastupaya-sebe-na-gorlo-o-zablokirovannykh-chuvstvakh
Наступая себе на горло. О заблокированных чувствах 01 Фев 2016, Administrator
Мы относимся к себе так, как в детстве относились к нам наши родители. Если они нас стыдили за природную спонтанность - мы будем стыдить и останавливать себя в активности. Если они обвиняли, обижаясь на нас - мы будем каждый раз винить себя, когда что-то...
edinenie-i-prinadlezhnost-pokoj-i-ravnovesie-v-mire-i-dushe
Единение и принадлежность 06 Июнь 2015, Administrator
Отчего возникает страдание? От разделения в какой бы то ни было форме. «Меня никто не понимает», «Я здесь, а они там», «Ну почему ему везет больше, чем мне?!» Чувствуя себя лучше/хуже других, не понятыми, не...

Новости

Фотовыставка «Будь счастливым на чистой Земле!» у м. Новослободская, в Тушино и Красногорске

Фотовыставка «Будь счастливым на чистой Земле!» у м. Новослободская, в Тушино и Красногорске

В этом жарком августе выставка фотохудожника Георгия Богословского «Будь счастливым на чистой Земле!» открыта сразу в трёх местах! Как это прекрасно, что она передвижная и путешествует по разным культурным объектам, так еще у большего количества людей есть возможность приобщиться к экологичному взгляду на мир и увидеть великолепные творения мастера Георгия Богословского

Лето на теплом курорте Байкала

Лето на теплом курорте Байкала

Приезжайте на «X Байкальский Этно-экологический фестиваль БУДЬ!». Этим летом для вас - самые интересные и разнообразные события

«Укроп» открывает пятое кафе в центре Петербурга

«Укроп» открывает пятое кафе в центре Петербурга

В июне сеть вегетарианских кафе «Укроп» откроет свое пятое заведение на Невском проспекте, 88. Создатели расширили винную карту, изменили привычный интерьер и сделали новый «Укроп» местом для свиданий

Карма-йога-тур на Байкал

Карма-йога-тур на Байкал

Тур рассчитан на занимающихся йогой и другими духовными практиками, для желающих очистить свою карму от тяжелых пут и масок, обременяющих Вашу жизнь и путь

Вегетарианский фестиваль МосВегФест

Вегетарианский фестиваль МосВегФест

Ассаи / ОдноНо / Toneva / Дао / Мегалланово облако и др.

Наши партнеры

Георгий Богословский Белые облака
Янтра Федерация йоги
Copyright © 2007 - 2017 Журнал «ИнфоПоток».

Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены. За содержание рекламных материалов редакция журнала ответственности не несет. Мнение редакции не всегда совпадает с точкой зрения авторов статей.

 

В Москве: +7-926-186-26-78, infipotokmsk@gmail.com

В Петербурге: peterburg@infopotok.ru