26 Июля 2017 года
4-й Лунный день
Восход Солнца 4:24
Заход Солнца 20:46
Восход Луны 8:11
Заход Луны 22:10
Лунный полдень 15:19
Лунная полночь 2:53
 

Поделиться:

 

Театр - не только театр

Размер текста:

Многие из нас с детства любят театр и с удовольствиям в него ходят. Постановки, которые мы выбираем, могут быть классическими или авангардными, но для всех них характерно разделение аудитории на актеров и зрителей. Актеры работают, а зрители отдыхают – большинство из них пришли именно для того, чтобы приятно провести время. Если спектакль поставлен и сыгран хорошо, то между актерами и зрителями может возникнуть достаточно мощное взаимодействие. А может и не возникнуть. Кто-то просто просидит весь вечер в мягком кресле, отключившись на время от повседневных проблем. Но как сделать зрителя актером? Об этом нам рассказал В. Пипченко, участник «Магического театра» и Плейбек-театра (playback theatre).

 Как правило, цель постановщика традиционного театра – воплотить свою оригинальную художественную идею. Одних эта идея захватывает – это благодарные зрители, а других оставляет равнодушными. Те, кто стремились к максимальному включению зрительного зала, начали поиск новых театральных форм. Они попытались размыть границу между актерами и зрителями, перенеся действие в зрительный зал. При этом взаимодействие между двумя сторонами усилилось, но зрители остались зрителями. Как превратить их в актеров?

- Виктор, расскажите, пожалуйста, об этих театральных формах. У них есть много общего, но есть же и различия?

Виктор: Эти формы объединяет то, что сценария конкретного спектакля просто не существует. Если в Плейбек-театре еще сохраняется разделение на актеров и зрителей – при этом любой зритель может выступать в роли сценариста – то в «Зрительском театре» и «Магическом театре» его уже нет: каждый из присутствующих – актер, исполняющий роль, выбранную не заранее, а тут же, во время сессии.

Все эти формы направлены на развитие способности «отпустить» ситуацию, на развитие в нас так называемого Наблюдателя.

- Что вы имеете в виду?

Виктор: Мы – дети западной рациональной цивилизации – постоянно «находимся в голове», то есть наш ум постоянно работает, а значит, работает и наш внутренний Контролер, который оценивает наши поступки, пытается предсказать и вычислить, что нам якобы надо сделать, как на нас посмотрят, что скажут и т. д. Этот Контролер в нашей голове имеет кучу ожиданий, страхов и этим ломает любой процесс, в котором мы участвуем. Т.к. постоянно сравнивает то, что происходит, с тем, чего он ожидал.

Внутренний Наблюдатель – наоборот, это, можно сказать, состояние повышенного осознания: он видит все, что происходит с нами и вокруг нас, но при этом не пытается контролировать этот процесс, он просто безмолвно созерцает происходящее (и потом может воспроизвести в памяти все, что было). Наблюдатель не имеет никаких ожиданий – это не деятельность нашего ума, это существование в чистом виде.

Все нетрадиционные театры активизируют внутреннего Наблюдателя, но различаются по форме действия и вовлеченности зрителя в сам театр.

В Плейбек-театре, называемом еще театром зрительских историй, действие основано на сюжете, рассказанном одним из зрителей, но исполняется актерами. Нужно обладать определенной степенью открытости, чтобы встать и рассказать перед всеми кусочек своей жизни, но за счет этого и воздействие этой формы намного сильнее, чем традиционного театра.

В «Магическом театре», немного похожем по форме на расстановки по Хеллингеру, действие тоже задается непрофессиональным актером и исполняется такими же непрофессионалами. По сравнению с расстановками, в «Магическом театре» намного меньше ограничений. Участники могут действовать не только в роли основных архетипов (отец, дочь, начальник и т.д.), а могут изображать что угодно, вплоть до какого-нибудь бога, чувства, эмоции.

«Зрительский театр» в этом отношении является наиболее свободной формой. Здесь люди собираются, не зная заранее, какой сюжет будет разыгран и какая роль им достанется. У каждого из них есть своя бессознательная тематика, и собрались они вместе не случайно. Они выбирают один из известных всем сюжетов – сказку, анекдот, фильм, – который они хотят разыграть, и сами распределяют роли. Это – сюжет, который им интереснее всего разыграть здесь и сейчас. Порядок их выступления определяется важностью их роли: например, если разыгрывается «Сказка о Красной Шапочке», то именно актер (или актриса – пол здесь значения не имеет, Вы можете играть как женскую, так и мужскую роль), исполняющий эту роль, начинает спектакль. При этом он расстанавливает пространство спектакля и очередность вступления других участников в действие. Все участники имеют возможность сыграть роль, о которой они мечтали всю свою жизнь, или роль, в которой им вообще трудно себя представить, или роль, которую они играют каждый день. В любом случае, они всегда могут сыграть эту роль каким-то необычным способом и узнать о себе и мире много нового.

Например, в определенный момент кто-то говорит: «Нет, это невозможно, денег на это нет». А другой человек – который на самом деле совсем Другой – говорит: «Все возможно, в мире есть все!». Я записываю все эти модели поведения, и зачитываю в конце игры: в дальнейшем участники могут использовать новые модели поведения в жизни или больше понять о своих старых моделях поведения.

- Сколько человек в этом участвует?

Виктор: Меньше 12-15 неинтересно, обычно 20-25, но можно и больше, например, на фестивале «Пустые холмы» участвовали 40 человек.

- Плейбэк-театр, расстановки по Хеллингеру – это в какой-то степени технологии. Что бы вы сказали о «Зрительском театре» – это тоже какая-то технология или это абсолютно свободное творчество?

Виктор: «Зрительский театр» – это творчество, но внутри определенных правил. Например, кто-то из участников выступает, остальные ждут, когда он закончит, чтобы присоединиться. Эти правила – минимальные, они нужны только для того, чтобы действие двигалось вперед наиболее эффективным образом. Иногда для этого требуется помощь ведущего.

«Зрительский театр» – это театр, который делают сами зрители, которые в процессе игры становятся актерами, режиссерами и сценаристами своих действий. И далее могут использовать этот полезный навык в жизни.

- Мы знаем, что вы занимаетесь и другими видами деятельности, другими практиками. Как вы их выбираете?

Виктор: Я выбираю практики, которые «сработали» на мне, то есть сначала пробую и, если вижу результат, то потом пытаюсь дать эти практики другим людям. Изначально это было холотропное дыхание, сейчас еще добавились театры, закапывание и другие психологические практики и игры.  

Алексей Белокуров рассказывает о Плейбек-театре и перформанс-труппе «Театр зрительских историй»

Предыдущий собеседник уже рассказал о нескольких нетрадиционных театральных формах, а от вас мы хотели бы побольше узнать о Плейбек-театре.

Алексей: Я бы не сказал, что тот театр, к которому мы привыкли, является традиционным. Он именно привычный. Могу привести в качестве примера фильм Пола МакГигана «День расплаты», действие которого происходит в Средние века. В этом фильме труппа бродячих артистов оказывается в деревне, где недавно произошло убийство мальчика. И вместо того, чтобы разыгрывать представление на библейские темы, актеры дают спектакль на тему этого убийства, благодаря чему события развиваются совсем не так, как можно было бы ожидать. На мой взгляд, это – настоящий Плейбек-театр.

- Расскажите, пожалуйста, поподробнее, что же такое Плейбек-театр?

Алексей: Это особый способ  взаимодействие между зрителями и актерами. Человек рассказывает историю или случай из своей жизни, выбирает актеров для исполнения ролей, а потом вдруг видит, как его история, приобретая артистическую форму, превращается в театральное действие.

Эту технику создал Джонатан Фокс. Перед этим он некоторое время занимался психодрамой и работал в импровизационном театре Я.Л. Морэно. Потом волею судеб он оказался в Непале, где увидел некое замечательное действо (его можно увидеть и в наши дни) – своеобразный мистериальный театр. Его зрители могли рассказать какой-то миф, другую историю, а актеры их играли, вовлекая в действо и жителей деревни, где все это происходило. Фоксу это понравилось, он стал пробовать, и в результате в 1975 году появился Плейбек-театр.

Плейбек-театр – это, прежде всего, театр зрительских историй, но, играя их, мы учитываем не только их сюжеты, но и настроение рассказчика, его наполненность, что для него важно, а также красную линию, которая проходит через все рассказанные в этот вечер истории. В результате спектакль в целом зависит от того, какая публика собралась, какое у нее настроение, к чему она стремится. Можно сделать тысячу заготовок, но переиграть зал невозможно, поэтому приходится импровизировать.

- Как это влияет на рассказчика, зрителей?

Алексей: Разумеется, это не терапия, но любое творчество может оказывать определенное исцеляющее воздействие. Рассказчик видит свой опыт со стороны: он может снова его пережить, закрепить или отпустить, что для многих тоже очень важно. Потом люди возвращаются и благодарят, говорят, что мы им помогли. А мы просто сыграли историю – мы вовсе не пытались менять чью-то жизнь.

- Какими средствами вы пользуетесь?

Алексей: Есть определенные пластические формы – «жидкая скульптура», «палитра», «хор» и др. Форму определяет ведущий, а актеры спонтанно отыгрывают в этой форме те чувства и переживания, которые вызвал в них рассказ зрителя. Это так называемые малые формы, которые можно использовать для «разогрева», а дальше мы переходим к историям, и здесь зритель может назначить актеров на роли персонажей, дать им слова, сказать, что он хочет увидеть, или доверить этот выбор актерам.

- Есть ли у вас режиссер?

Алексей: Это зависит от самой труппы: у некоторых Плейбек-театров есть, у нас его, в некотором смысле, заменяет сама труппа. Вообще, каждый наш перформанс – это определенный вызов: выход на новый уровень, новые знания о себе, перешагивание через свои стереотипы. И каждый из них уникален: мы играем именно для тех, кто собрался именно этим вечером – и по-другому это сыграть невозможно.

А на обучающие курсы может прийти каждый?

Алексей: На обучающие курсы может прийти любой, и после завершения обучения он сможет играть в Плейбек-театре, но будет он играть или нет – это уже зависит от самого человека. Каждый может взять эти навыки и инструменты и использовать по своему усмотрению. Человек, который боится выйти на сцену, имеет возможность преодолеть этот страх. Те, кому не хватает выразительности, спонтанности, смелости импровизировать, смогут раскрыть эти способности в себе.

- Как влияет ваше участие в Плейбек-театре на вашу жизнь?

Алексей: То, чему мы учимся в Плейбек-театре, очень помогает и в обычной жизни. Ведь иногда возникают ситуации, которые нет смысла воспринимать буквально, видеть в трагическом свете: гораздо разумнее их просто «отыграть» примерно так же, как мы «отыгрываем» некоторые истории в Плейбеке. В жизни появляется элемент игры. Вообще общение с людьми становится более свободным и эффективным.

Мне очень помогает в проведении программ, в том числе бизнес-тренингов, во время  которых иногда события разворачиваются  каким-то неожиданным образом. Если бы у меня не было опыта Плейбека, мне трудно было бы справиться с  такой ситуацией и эффективно использовать ее.

- И в заключение: что вас особенно радует в вашей работе в Плейбеке?

Алексей: Когда удается настолько включиться, что не замечаешь ни времени, ни усталости. То, что иногда чувствую, что у меня получилось что-то новое и получилось хорошо, что есть очень точное «попадание». Что зал реагирует на мои действия. Что люди благодарят за помощь. Наши «разборы полетов», которые тоже бывают очень интересными. Когда очень много людей приходит – у нас на перформансе бывало и по 500-600 человек. И, наконец, что Плейбек дает мне возможность прямого общения и взаимодействия с людьми, языка которых я не знаю, и они моего не знают, но мы можем общаться с помощью мимики, жестов, выражения чувств и понимать друг друга. В этом я убедился на Франкфуртской международной конференции по Плейбеку  этой осенью.

 Мы рассказали о людях, представляющих нетрадиционные театры, для которых важнее не воплощение художественной идеи, а помощь людям в самопознании или просто в жизни. Журнал «ИнфоПоток» желает всем творческих удач и других успехов на этом интересном пути!

Свежий номер

tseny-rastut-u-nas-v-golovakh
Цены растут у нас в головах 09 Июль 2015, Administrator
«Ой, еще вчера эта флэшка стоила дешевле! Как жаль, что я не купила ее сразу» - сокрушается Ирина. «Кто знал» - успокаиваю ее я. – «Могли и подешеветь!» - «У нас никогда ничего не дешевеет» Не...
ekologiya-v-nashej-zhizni
Экология в нашей жизни 31 Июль 2015, Administrator
Известно, что тело не способно усваивать то, что не является пищей, – остатки удобрений и пестицидов, искусственные красители, ароматизаторы и пр. Всё это - лишняя для него нагрузка Все это отнимает у него энергию на выведение этих чуждых...
rasshirenie-opyta-s-pomoshchyu-drugikh-kak-obshchenie-prodlevaet-zhizn
Расширение опыта с помощью других 11 Сен 2015, Administrator
Сколько жизней можно прожить в одну? Кто-то скажет: единственную - свою. Однако порой общение с людьми так воздействует на нас, что мы словно бы переживаем и их опыт тоже, обогащаемся им Чем ближе наши отношения, теснее связь, тем интенсивнее...
nastupaya-sebe-na-gorlo-o-zablokirovannykh-chuvstvakh
Наступая себе на горло. О заблокированных чувствах 01 Фев 2016, Administrator
Мы относимся к себе так, как в детстве относились к нам наши родители. Если они нас стыдили за природную спонтанность - мы будем стыдить и останавливать себя в активности. Если они обвиняли, обижаясь на нас - мы будем каждый раз винить себя, когда что-то...
edinenie-i-prinadlezhnost-pokoj-i-ravnovesie-v-mire-i-dushe
Единение и принадлежность 06 Июнь 2015, Administrator
Отчего возникает страдание? От разделения в какой бы то ни было форме. «Меня никто не понимает», «Я здесь, а они там», «Ну почему ему везет больше, чем мне?!» Чувствуя себя лучше/хуже других, не понятыми, не...

Новости

Лето на теплом курорте Байкала

Лето на теплом курорте Байкала

Приезжайте на «X Байкальский Этно-экологический фестиваль БУДЬ!». Этим летом для вас - самые интересные и разнообразные события

«Укроп» открывает пятое кафе в центре Петербурга

«Укроп» открывает пятое кафе в центре Петербурга

В июне сеть вегетарианских кафе «Укроп» откроет свое пятое заведение на Невском проспекте, 88. Создатели расширили винную карту, изменили привычный интерьер и сделали новый «Укроп» местом для свиданий

Карма-йога-тур на Байкал

Карма-йога-тур на Байкал

Тур рассчитан на занимающихся йогой и другими духовными практиками, для желающих очистить свою карму от тяжелых пут и масок, обременяющих Вашу жизнь и путь

Вегетарианский фестиваль МосВегФест

Вегетарианский фестиваль МосВегФест

Ассаи / ОдноНо / Toneva / Дао / Мегалланово облако и др.

Фотовыставка Георгия Богословского

Фотовыставка Георгия Богословского "Будь счастливым на чистой Земле!"

Георгий Богословский — фотохудожник, получивший признание в разных странах, работы которого экспонируются во многих галереях мира и представляли Россию в рамках международной выставки «ЭКСПО» в Японии

Наши партнеры

Георгий Богословский Белые облака
Янтра Федерация йоги
Copyright © 2007 - 2017 Журнал «ИнфоПоток».

Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены. За содержание рекламных материалов редакция журнала ответственности не несет. Мнение редакции не всегда совпадает с точкой зрения авторов статей.

 

В Москве: +7-926-186-26-78, infipotokmsk@gmail.com

В Петербурге: peterburg@infopotok.ru