17 Октября 2017 года
28-й Лунный день
Восход Солнца 7:04
Заход Солнца 17:24
Восход Луны 3:42
Заход Луны 17:01
Лунный полдень 10:29
Лунная полночь 22:52
Лунная фаза, зодиак
Луна в Весах 20:35
 

Поделиться:

 

Главные секреты педагогики

Размер текста:

Как сделать обучение для детей интересным и увлекательным? Какой должна быть педагогика? На эти и другие вопросы ответил Артем Соловейчик, психолог и педагог, который провел лекцию "Обучение с увлечением" в рамках Первого фестиваля образования для детей.

- Артем, вы – психолог, главный редактор издательства, выпускающего педагогическую литературу, наконец – отец пятерых детей. Пожалуйста, расскажите в двух словах о своем педагогическом опыте.

- Очень важная составляющая моего опыта – это то, что я учился в школе, учился очень слабо, плохо, хотя все предпосылки для того, чтобы учиться хорошо, были. Но было некое противоречие между тем, что я хотел и ощущал, и тем, что было в школе. Школы были хорошие, у меня к ним никаких претензий нет и быть не может. Но что-то не совпадало, не получалось. Позднее я понял, что я просто развивался медленнее, чем предполагалось по школьной программе. Мне хотелось все делать более глубоко, была какая-то внутренняя амбиция, которая не совпадала с режимом жизни в школе. Благодаря этому я знаю, что если перед педагогом то, что называется  слабый ученик, это не означает, что из него вырастет неуспешный человек, – его успешность может выходить за рамки школы.

- Соответственно, и родителям не следует записывать своих детей в неудачники только потому, что они плохо учатся в школе.

- Да, если ребенок плохо учится, это может указывать на какой-то особый образ жизни этого ребенка, но это точно не означает, что все должны быть заодно против него: и школа, и родители, и педагоги дополнительного образования. Когда все объединяются против ребенка, то он не выдерживает. В моем случае родители с полным уважением относились к школе – мой отец сам строил школу в стране – но с таким же уважением относились и к тому, что со мной происходило.

- Может быть, если ребенок находится в какой-то сложной ситуации, то родители всегда должны быть на стороне ребенка?

- Не думаю, что вообще нужны какие-то стороны. Просто людям необходимо выстраивать отношения друг с другом – неважно, кто в них участвует: родители и их дети, просто взрослые и дети, педагоги и дети. Выстраивать отношения, где никто ни на чьей стороне. Временами участники этих отношений понимают друг друга, временами – нет, но существует некий этический кодекс, требующий проявлять уважение друг к другу в любой ситуации. Необходимо принятие другого, иного человека – этот другой может быть и твоим ребенком.

Мы часто не проявляем уважения на социальном уровне, но особенно это касается наших отношений с собственными детьми. «Это мой дом, здесь все должно быть так, как я сказал.  Здесь ценятся такие знания, такие профессии». Я немного утрирую, но часто мы ведем себя именно таким образом. Вот я привык за столом держать вилку в левой руке. И вдруг я замечаю, что кто-то из моих знакомых держит вилку в правой руке. Я могу удивиться, возможно, посмеяться. Но если так начинает вести себя мой ребенок, то я начинаю заставлять, давить на него, и у него просто нет права держать вилку в правой руке.

Устанавливаемые нами правила могут касаться чего угодно. Из опыта с моими детьми: они должны были выносить мусор, но, приходя с работы домой, я находил невынесенный мусор и, ничего не говоря, сам выносил его – все, что якобы должны были делать дети, с легкостью делал я сам. И теперь много лет спустя, когда дети живут отдельно, у них в доме чистота, хотя ни единого признака такого поведения не было, когда они жили со мной.

С детьми надо делиться, делиться тем, что интересно нам самим, что нас волнует, а не пытаться силой их изменить, перестроить. Поэтому никто не должен быть против ребенка: ни школа, ни родители – все должны быть на его стороне.Но что такое быть на стороне? Как мы все знаем, то, что делается именем любви к ребенку, тоже не всегда самое лучшее. Например, формула: «Я тебя люблю, поэтому…» – опасная формула. Любовь к ребенку может принимать самые разные формы, и последствия могут быть самыми ужасными.

- Может быть, прежде чем отдавать своего ребенка учиться, родителям следует задать себе вопрос: Для чего? Чего я хочу от своего ребенка? Чтобы он стал успешным в общепринятом смысле этого слова или чтобы ему было интересно заниматься, просто интересно жить сейчас и позднее, когда он вырастет?

- Мне кажется, что у родителей, которые живут полной жизнью, такие вопросы даже не возникают. Меня пугают объявления, на которых написано: «Воспитываем маленьких гениев». Сейчас многие хотят, чтобы их дети многому обучались, и с этим ничего не поделаешь. Я бы только хотел напомнить родителям – проследите, чтобы у вашего ребенка осталось время на одиночество, на то, чтобы поиграть, побыть одному. Если вы видите, что он занимается чем-то, что кажется вам непонятным, глупым, не мешайте ему – в это время может происходить что-то очень важное для вашего ребенка, возможно даже, что он как раз чему-то учится. Это время для него бесценно.

Я не знаю, что хуже: когда с ребенком совсем не занимаются или когда с ним занимаются слишком много. Сейчас все цели, которые мы перед собой ставим в связи с воспитанием ребенка, разрушаются, складывается совсем другой мир. Наш издательский дом выпустил книгу «Гении детства»  – антологию из разных времен, культур, стран, в которой собраны воспоминания признанных гениев о своем детстве. Оказалось, что у них у всех было очень тяжелое, жесткое детство. Кто-нибудь может сделать из этого вывод, что если мы обеспечим ребенку замечательное детство, то из него не выйдет Софьи Ковалевской. Это неправильный вывод, но верно, что людям, идущим на взятие какой-то личностной высоты, никто не гарантирует радужной жизни. Какие-то глубокие переживания у них обязательно будут. На самом деле, как добиться стопроцентного успеха не знает никто – это закон педагогики. И это прекрасно, потому иначе мы бы воспитали себе подобных и мир бы кончился. А так благодаря «сбоям в воспитании» получаются хорошие люди.Из моих пятерых детей четверо не ходили ни в какие детские кружки или клубы. Мы их туда приводили, а они бросали – не хотели, им было неинтересно.

- Что вы делали? Пытались как-то их заинтересовать?

- Ничего не делали. А младшей дочери везде нравится, она везде занимается с удовольствием: музыкой, рисованием, английским, спортом. Теперь уже времени не хватает, а желание и энергия у нее есть. А четыре мальчика не закончили ни одного кружка.

- У меня здесь все-таки остается вопрос. Когда я в детстве отказалась заниматься английским, мои родители не стали меня заставлять, но различными окольными путями помогли мне возобновить занятия. Сейчас я им очень за это благодарна.

- Это всегда так бывает, все истории пост-фактум именно так и звучат. Кто-то благодарен, а кто-то предъявляет претензии: почему вы не настояли? У меня есть другой опыт: мой мальчик в школе не учился, английский ему никто не преподавал, он нарушал все правила, сидел за компьютером, играл. Сейчас он учится в США, у него идеальный английский, и он занимается американской литературой.  В детстве никаких признаков такого будущего не было: был только его собственный мир, его собственные стратегические игры. То есть сработал ровно его интерес и бесстрашие родителей. Я вспоминаю свое детство: мне казалось, что центр моих интересов совсем не там, где дом, родители, книги – это были двор, шпана, совсем другие интересы. Другое дело, что что-то плохое ко мне не прилипало, но это и есть защита дома. Когда ты, как сталкер, выходишь в мир, то тебе важно знать, что есть дом, куда можно вернуться. А если тебя дома ругают по каждому поводу, то ты остаешься в другом мире.

- Получается, что важно просто доверять своим детям?

- Важно жить своей полноценной жизнью: она может выражаться в том, что я думаю, пишу, что я люблю строить, охранять . И быть готовым всегда отвечать на запросы детей. Эти запросы есть, но мы их не слышим. Этих запросов  так много в начале, что мы устаем. Мы не слушаем своих детей, мы навязываем им свое, и постепенно эти запросы сходят на нет. И тогда мы говорим: «У тебя что, нет никаких интересов?» Если бы мы умели справиться хотя бы с 5% запросов детей, то у нас все бы получалось – вот вам совет.  Если внимательно слушать ребенка хотя бы до двух- трех лет, то можно узнать обо всем, что ему нужно.Я участвовал в одном круглом столе, во время которого мы пытались понять, что идет от ребенка, а что ему навязывается. И мы вспоминали фразы, которые мы говорим своим детям. Например: ребенок говорит, что ему жарко, а мы говорим, что холодно. То есть мы не только не даем ему возможности думать так, как ему хочется, но не даем ему права самому чувствовать. В общении между людьми есть правила, но правила, которые я выполняю, относятся только ко мне.  Я не могу навязывать  их другим. Хорошая формула воспитания: ты делаешь все так, как ты считаешь нужным, но не навязываешь этого своим детям. Я утром делаю зарядку и поставил у себя дома спорткомплекс. Дети им не пользовались, никто из них спортом не занимался, но сейчас, когда они выросли, они очень спортивные люди. Совсем иначе бывает, когда мы требуем чего-то от детей, а сами примера не даем.

- Чем отличается хороший педагог дополнительного образования?

- В преподавателе дополнительного образования важен не его предмет, а то, что это взрослый увлеченный человек, любящий свое дело. У ребенка могут быть к способности к этому предмету, а может и не быть таких способностей: кстати, ужасная вещь –   ребенок уже влюблен, а ему говорят, что у него нет способностей. А если не скажут напрямую, то дадут понять, что он здесь не нужен. Что дает хорошее дополнительное образование? Ведь возможно, что ребенок, посещающий изостудию, через какое-то время ее бросит и вообще никогда больше не будет рисовать? Здесь есть роль родителя, роль преподавателя и роль самого ребенка. Роль родителя – максимально познакомиться с теми возможностями, которые есть; роль государства – эти возможности предоставить; роль педагога – быть взрослым человеком, который любит свое дело, может передать эту любовь детям и принимает всех такими, какие они есть.  И роль ребенка – быть самим собой в этом, в общем-то, добром мире.Ребенок, которому повезло попасть к такому педагогу, получает опыт встречи с хорошим человеком, который любит свое дело, и тогда он знает, что это такое – любить свое дело. Это может работать даже на подсознательном уровне. Позднее он попадет в офис, на завод – в  совсем другую жизнь, но опыт сохранится. Кроме того, он может попробовать себя в разных видах деятельности. И потом, ведь нам только кажется, что миром правят творческие люди: художники, писатели и т.д.  А миром правят зрители и читатели, потому что художники и писатели очень зависимы от аудитории. И если у нее есть свой собственный опыт творчества, то это совсем другая аудитория. Опыт принятия меня таким, какой я есть, – это бесценный опыт, позволяющий мне принимать других людей. Школе дать такой опыт труднее – школа требует результата. А идеальное педагогическое пространство – это пространство, не требующее от педагога результата. Здесь он может экспериментировать.  Это не означает, что дети делают, что им вздумается, здесь работает другая формула: делай, что тебе хочется, и давай поговорим об этом, объясни, почему тебе это нравится. Дополнительное образование нужно для того, чтобы дать ребенку возможность получить опыт, который он не может получить в школе.

- Артем, спасибо вам большое!

 

Свежий номер

tseny-rastut-u-nas-v-golovakh
Цены растут у нас в головах 09 Июль 2015, Administrator
«Ой, еще вчера эта флэшка стоила дешевле! Как жаль, что я не купила ее сразу» - сокрушается Ирина. «Кто знал» - успокаиваю ее я. – «Могли и подешеветь!» - «У нас никогда ничего не дешевеет» Не...
ekologiya-v-nashej-zhizni
Экология в нашей жизни 31 Июль 2015, Administrator
Известно, что тело не способно усваивать то, что не является пищей, – остатки удобрений и пестицидов, искусственные красители, ароматизаторы и пр. Всё это - лишняя для него нагрузка Все это отнимает у него энергию на выведение этих чуждых...
rasshirenie-opyta-s-pomoshchyu-drugikh-kak-obshchenie-prodlevaet-zhizn
Расширение опыта с помощью других 11 Сен 2015, Administrator
Сколько жизней можно прожить в одну? Кто-то скажет: единственную - свою. Однако порой общение с людьми так воздействует на нас, что мы словно бы переживаем и их опыт тоже, обогащаемся им Чем ближе наши отношения, теснее связь, тем интенсивнее...
nastupaya-sebe-na-gorlo-o-zablokirovannykh-chuvstvakh
Наступая себе на горло. О заблокированных чувствах 01 Фев 2016, Administrator
Мы относимся к себе так, как в детстве относились к нам наши родители. Если они нас стыдили за природную спонтанность - мы будем стыдить и останавливать себя в активности. Если они обвиняли, обижаясь на нас - мы будем каждый раз винить себя, когда что-то...
edinenie-i-prinadlezhnost-pokoj-i-ravnovesie-v-mire-i-dushe
Единение и принадлежность 06 Июнь 2015, Administrator
Отчего возникает страдание? От разделения в какой бы то ни было форме. «Меня никто не понимает», «Я здесь, а они там», «Ну почему ему везет больше, чем мне?!» Чувствуя себя лучше/хуже других, не понятыми, не...

Новости

Фотовыставка «Будь счастливым на чистой Земле!» переезжает в Подольск

Фотовыставка «Будь счастливым на чистой Земле!» переезжает в Подольск

Передвижная выставка «Будь счастливым на чистой Земле!» до конца октября открыта в Выставочном зале г. Подольска. Осенние пейзажи фотокартин Георгия Богословского погружают в медитацию на тему «а жизнь, как тишина осенняя, - подробна»

Международный день Вегана в Москве

Международный день Вегана в Москве

1 ноября 2017 года - весь мир отмечает Международный день Вегана (World Vegan Day) и Москва тоже!
Однако в этом году праздник выпал на будний день и нами было принято решение отметить его чуть раньше сразу по многим причинам

За экопродукцией все на выставку ЭкоГородЭкспо!

За экопродукцией все на выставку ЭкоГородЭкспо!

Сегодня всё больше и больше людей задаются вопросами: «Где покупать экологичную продукцию?», «Какую безопасную продукцию выбрать для себя и своей семьи?», «Как разобраться во множестве зелёных этикеток, которыми пестрят в последние годы прилавки супермаркетов?»

Лето на теплом курорте Байкала

Лето на теплом курорте Байкала

Приезжайте на «X Байкальский Этно-экологический фестиваль БУДЬ!». Этим летом для вас - самые интересные и разнообразные события

«Укроп» открывает пятое кафе в центре Петербурга

«Укроп» открывает пятое кафе в центре Петербурга

В июне сеть вегетарианских кафе «Укроп» откроет свое пятое заведение на Невском проспекте, 88. Создатели расширили винную карту, изменили привычный интерьер и сделали новый «Укроп» местом для свиданий

Наши партнеры

Георгий Богословский Белые облака
Янтра Федерация йоги
Copyright © 2007 - 2017 Журнал «ИнфоПоток».

Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены. За содержание рекламных материалов редакция журнала ответственности не несет. Мнение редакции не всегда совпадает с точкой зрения авторов статей.

 

В Москве: +7-926-186-26-78, infipotokmsk@gmail.com

В Петербурге: peterburg@infopotok.ru