27 Июня 2017 года
4-й Лунный день
Восход Солнца 3:47
Заход Солнца 21:17
Восход Луны 8:01
Заход Луны 23:19
Лунный полдень 15:48
Лунная полночь 3:20
 

Поделиться:

 

По законам космической эволюции

Размер текста:

Прошедший год можно считать годом Рерихов: исполнилось 140 лет со дня рождения Николая Константиновича, 135 лет – со дня рождения Елены Ивановны и 110 лет – Святослава Николаевича. Наследие семьи Рерихов – это не только наследие великих людей

Оно имеет ряд особенностей, ставящих его в русло эволюционных преобразований, идущих к нам из глубин космической реальности. Они обсуждаются на традиционных международных конференциях, проходящих ежегодно в Международном Центре Рерихов. Мы знакомим вас с некоторыми идеями, прозвучавшими в выступлениях на конференции, которая прошла 8-11 октября, а также предыдущих форумах.

 

Русский космизм

Zemlya

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В середине XIX века в России возникло своеобразное течение мысли, широко охватившее научно-философскую мысль, художественное и литературное творчество и получившее название «русский космизм». Семье Рерихов принадлежит особое место в его развитии.
Представители русского космизма несли новые идеи о человеке и его многомерных связях с Мирозданием, обогащали науку доказательствами неотъемлемости земных процессов от космических ритмов, развивали идею одушевленности космической материи, ставили вопрос о необходимости обновления научной методологии и так далее. В космизме Мироздание рассматривается как целостная система, составляющие которой, включая человека, находятся между собой в непрерывном взаимодействии. Немаловажно и то, что идеи космизма способствуют развитию фундаментальных областей науки и возникновению новых научных дисциплин.
Космизм – это новый вид мышления, который в наши дни находит отражение в науке, философии, искусстве. Под его воздействием формируется новая научная картина мира, осуществляется синтез естественных и гуманитарных наук. Одной из главных особенностей космического мышления является формирование новой системы познания на основе синтеза научного эмпирического способа познания и метанаучного – познания через внутреннее, духовное пространство человека. Важная характеристика новой системы познания – это ее неотъемлемость от этики.

Mater

Ключевое место в развитии космического мышления занимает созданная Еленой Ивановной Рерих в сотрудничестве с Учителями Востока философская система Живой Этики, которая содержит основы новой теории познания, его методологию, позволяющую целостно изучать любые явления и процессы, без отрыва их от общего тока космической эволюции и ее законов. Живая Этика несет в себе раскрытие смысла необходимости взращивания культуры в человеке, важности повышения его культурного уровня как неотъемлемого этапа космической эволюции.

Рерихи и метаистория

Автор термина «метаистория» Даниил Андреев понимал под ним совокупность процессов иноматериальной природы, которая отчасти находит свое проявление в истории и имеет по отношению к ней, в конечном счете, определяющее значение. Метаистория – это духовная часть исторического процесса, она всегда мифологична и оценивает события с точки зрения морали.
Метаисторию нельзя игнорировать, какое бы явление исторического процесса мы ни рассматривали, и уж тем более – наследие Рерихов, в котором так ярко выражен метаисторический аспект. Входящая в это наследие Живая Этика – один из важнейших метаисторических источников, содержащих знание более высокого порядка, чем земное. Елена Ивановна Рерих работала над созданием Живой Этики в сотворчестве с Великими Учителями, которые как раз и формируют сам метаисторический процесс, как формируют его и те, кто теснейшим образом с ними сотрудничает. Такими людьми и были Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи.
В том же 1926 г., когда в Россию была привезена одна из книг Живой Этики «Община», Николай Константинович Рерих подарил родине знаковую серию картин «Майтрейя», имеющих прямое отношение к будущему России. В них ярко выражена метаисторичность – космическое сердце и внутренний мир земного исторического процесса, борьба эволюционных сил с тьмой и невежеством, ведущая роль высшего в эволюции нижестоящего.
Само явление общественной культуры, ее развитие и огромный потенциал этого развития – это одно из следствий того формирования метаисторического процесса на территории России, которое осуществили в свое время Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи.

Под Знаменем Мира

С Леонидом Тимофеевым, руководителем отдела информации Международного Центра Рерихов, мы говорим об общественной деятельности Николая Константиновича Рериха.

-Возможно ли очень кратко выразить основную мысль, пронизывающую творчество и общественную деятельность Николая Константиновича Рериха?

-Если совсем кратко, то все сущее на Земле пришло из Космоса, от неких светлых сил, которые мы, земляне, должны поддерживать, претворять во всех аспектах практической жизни: не только в науке и культуре, но, скажем, в экономике, социальной сфере, образовании, спорте. Однако прежде всего в культуре – основным из жизненных постулатов Николая Константиновича был примат культуры над всеми остальными сферами жизни человека.

Shambala

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Николай Константинович привнес свое, оригинальное представление о культуре?

-Это представление универсально, оно существовало и раньше – просто Николай Константинович высказал его вслух. Культура – это не то, чтобы не плевать на тротуары и не выражаться нецензурными словами. Культура – это некий высший закон, которым должен руководствоваться человек. В понимании Николая Константиновича культура – это то, что предотвратит самоуничтожение человечества.

-Он не только провозглашал некие принципы, на которых основана жизнь Вселенной, но исповедовал их и в своей жизни, в своей разносторонней деятельности.

-Николай Константинович ставил перед собой очень непростые задачи, и, думаю, что именно следование этим принципам помогало ему в их решении. Возьмем две его экспедиции – Центрально-азиатскую и Манчжурскую. Трудно представить себе, чтобы в условиях 20-х годов прошлого века, в отсутствие современных средств жизнеобеспечения можно было совершать такие длительные переходы в сильные морозы, непогоду. Для Николая Константиновича была настолько важна благородная цель этих экспедиций – найти взаимосвязь между различными культурами, что должно было помочь в будущем избежать конфликтов между ними, – что ему удалось успешно завершить свою миссию.
Усилия, которые он приложил для создания и реализации Пакта Рериха, тоже можно считать очень успешными – они заслуживают всяческого уважения. До сих пор международным сообществом не создано в сфере охраны культуры ничего сильнее Пакта.

-Пожалуйста, расскажите нам подробнее о Пакте.

-Николай Константинович стал инициатором и разработчиком «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» – документа, получившего название Пакта Рериха. В следующем году мы будем отмечать 80-летие с даты подписания этого документа лидерами около двадцати латиноамериканских стран.
Еще в юности Николай Константинович участвовал в археологических раскопках, различных экспедициях, видел, как стираются с лица земли архитектурные, исторические, другие культурные памятники. В ходе войн начала двадцатого века было уничтожено много культурных ценностей, и у Николая Константиновича родилась идея создания некоего универсального международного документа – охранной грамоты памятников культуры.
Уникальность этого документа в том, что в нем предлагается брать под защиту не только культурные памятники, но и персонал, работающий в этих учреждениях, как носитель культуры, как интеллектуальный потенциал человечества. Позднее разработанные международные документы – в частности, Гаагская Конвенция 1954 года – не содержат аналогичных положений.

-Почему Пакт подписала только Латинская Америка?

- Николай Константинович очень много сделал, для того, чтобы этот документ получил более широкое распространение, чтобы к нему присоединилась и Европа, но та в середине 30-х годов, когда был создан Пакт, уже готовилась к Второй мировой войне.
Мы намерены использовать будущий юбилей Пакта для того, чтобы напомнить человечеству о том, что дело защиты культуры заслуживает очень серьезного отношения. Потому что и в наше время в ходе конфликтов продолжают гибнуть культурные ценности. В Афганистане уничтожены буддийские статуи, в бывшей Югославии разбомблены церкви, а в мирной Москве памятники архитектуры уничтожаются из коммерческих соображений. Поэтому Пакт и призыв Николая Константиновича «Мир через Культуру» актуальны не меньше, чем во времена подписания документа.
МЦР ведет большой международный проект «Пакт Рериха: история и современность»: посвященная Пакту выставка путешествует по всему миру. И мы убедились, что у нас много единомышленников не только в других странах, но и во всех российских городах, где побывала выставка. Интересно, что в Латинской Америке этот документ помнят и стараются следовать его принципам. Например, в Аргентине каждый год 21 сентября, в День мира, официально учрежденного Организацией объединенных наций, указом президента над всеми государственными учреждениями наряду с флагом Аргентины поднимается Знамя Мира – символ, разработанный Николаем Константиновичем для обозначения подлежащих защите объектов. Он расшифровывается следующими способами: во-первых, это настоящее, прошлое, будущее в круге вечности, а во-вторых, – наука, искусство, религия в круге культуры. Это знамя можно видеть во дворе нашего Центра.

-Что еще интересного происходит в вашем Музее?

-Помимо постоянной экспозиции у нас почти каждый месяц новая выставка. По большей части, это выставки художников-космистов. Но не только. Недавно у нас работала выставка юной художницы Саши Путря, девочки с трагической судьбой. В детстве у нее было обнаружено в то время неизлечимое заболевание, и она прожила около 11 лет. Всего за несколько лет она создала порядка двух тысяч живописных работ. Многие относят ее к детям-индиго, потому что некоторые знания, которые отражены в ее рисунках, она не могла получить в школе или от родителей.
В Музее регулярно проходят концерты классической музыки, семинары и конференции по литературному и художественному наследию Рерихов.

-Спасибо за беседу!

Свежий номер

tseny-rastut-u-nas-v-golovakh
Цены растут у нас в головах 09 Июль 2015, Administrator
«Ой, еще вчера эта флэшка стоила дешевле! Как жаль, что я не купила ее сразу» - сокрушается Ирина. «Кто знал» - успокаиваю ее я. – «Могли и подешеветь!» - «У нас никогда ничего не дешевеет» Не...
ekologiya-v-nashej-zhizni
Экология в нашей жизни 31 Июль 2015, Administrator
Известно, что тело не способно усваивать то, что не является пищей, – остатки удобрений и пестицидов, искусственные красители, ароматизаторы и пр. Всё это - лишняя для него нагрузка Все это отнимает у него энергию на выведение этих чуждых...
rasshirenie-opyta-s-pomoshchyu-drugikh-kak-obshchenie-prodlevaet-zhizn
Расширение опыта с помощью других 11 Сен 2015, Administrator
Сколько жизней можно прожить в одну? Кто-то скажет: единственную - свою. Однако порой общение с людьми так воздействует на нас, что мы словно бы переживаем и их опыт тоже, обогащаемся им Чем ближе наши отношения, теснее связь, тем интенсивнее...
nastupaya-sebe-na-gorlo-o-zablokirovannykh-chuvstvakh
Наступая себе на горло. О заблокированных чувствах 01 Фев 2016, Administrator
Мы относимся к себе так, как в детстве относились к нам наши родители. Если они нас стыдили за природную спонтанность - мы будем стыдить и останавливать себя в активности. Если они обвиняли, обижаясь на нас - мы будем каждый раз винить себя, когда что-то...
edinenie-i-prinadlezhnost-pokoj-i-ravnovesie-v-mire-i-dushe
Единение и принадлежность 06 Июнь 2015, Administrator
Отчего возникает страдание? От разделения в какой бы то ни было форме. «Меня никто не понимает», «Я здесь, а они там», «Ну почему ему везет больше, чем мне?!» Чувствуя себя лучше/хуже других, не понятыми, не...

Новости

«Укроп» открывает пятое кафе в центре Петербурга

«Укроп» открывает пятое кафе в центре Петербурга

В июне сеть вегетарианских кафе «Укроп» откроет свое пятое заведение на Невском проспекте, 88. Создатели расширили винную карту, изменили привычный интерьер и сделали новый «Укроп» местом для свиданий

Карма-йога-тур на Байкал

Карма-йога-тур на Байкал

Тур рассчитан на занимающихся йогой и другими духовными практиками, для желающих очистить свою карму от тяжелых пут и масок, обременяющих Вашу жизнь и путь

Вегетарианский фестиваль МосВегФест

Вегетарианский фестиваль МосВегФест

Ассаи / ОдноНо / Toneva / Дао / Мегалланово облако и др.

Фотовыставка Георгия Богословского

Фотовыставка Георгия Богословского "Будь счастливым на чистой Земле!"

. Богословский — фотохудожник, получивший признание в разных странах, работы которого экспонируются во многих галереях мира и представляли Россию в рамках международной выставки «ЭКСПО» в Японии

YogART Party Diggadgy 19/03

YogART Party Diggadgy 19/03

Давайте встречать новую весну вместе, танцуя на YogART Party

Наши партнеры

Георгий Богословский Белые облака
Янтра Федерация йоги
Copyright © 2007 - 2017 Журнал «ИнфоПоток».

Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены. За содержание рекламных материалов редакция журнала ответственности не несет. Мнение редакции не всегда совпадает с точкой зрения авторов статей.

 

В Москве: +7-926-186-26-78, infipotokmsk@gmail.com

В Петербурге: peterburg@infopotok.ru