22 Января 2018 года
6-й Лунный день
Восход Солнца 8:40
Заход Солнца 16:41
Восход Луны 10:51
Заход Луны 22:46
Лунный полдень 16:42
Лунная полночь 4:19
Лунная фаза, зодиак
Луна в Овне 09:27
 
 
 

Поделиться:

 

За пределами Юнга: как Минделл стал искать свое Дао

Размер текста:

Предпосылки процессуальной психотерапии: Юнг, Фрейд. Ограничения их теорий. "Процессуальный пирог" Минделла как следующая ступень взаимодействия человека с миром

Продолжение предыдущей статьи.

До того, как стать психологом, Минделл закончил Массачусетсткий технологический институт, где учился у Лауреата нобелевской премии великого физика Ричарда Фейнмана. Затем в Швейцарии он учится на юнгианского аналитика у выдающихся мастеров в институте Карла Густава Юнга в Цюрихе. Достаточно сказать, что его личным аналитиком была Мария Луиза фон Франц, правая рука Юнга, наследница его мудрости. Тем не менее, закончив обучение и занявшись частной практикой, он почти не имел клиентов в Цюрихе, у него были проблемы со здоровьем, проблемы с взаимоотношениями, низкий жизненный уровень. Вот тогда он по-настоящему задумался: что здесь не так? И стал использовать центральную интуицию Юнга, которая в свое время выручила и самого Юнга.

Юнг, как известно, был наследником Фрейда, почти что его духовным сыном. В переписке начала века Фрейд так и называл его – «сын мой» и считал его своим самым талантливым учеником. Отношения между ними были действительно очень теплыми и близкими. Потом произошел раскол, у Юнга были принципиальные несогласия в отношении того, как Фрейд толковал жизненную силу – либидо, придавая ей исключительно сексуальный характер. Юнг считал, что за этим стоят намного более глубокие силы, связанные не только с истоками культуры телесности, но и с космической энергией. Он живо интересовался проблемами, связанными с парапсихическими «делами». Фрейд же считал, что это мистика, он хотел, чтобы психоанализ был точной наукой. В конце концов, это привело к роковому конфликту, и Юнг был вышвырнут «папашей» Фрейдом из психоаналитической ассоциации. И начались семь долгих лет забвения, когда Юнг жил в своем доме около Женевского озера. В качестве руководящего начала он принял положение: «я могу ошибаться, мое «я» может ошибаться, но целостность моей жизни не ошибается, и если я откроюсь и доверюсь процессу, ведущему меня, – своим видениям, своим снам, телесным симптомам и буду просто изучать их и следовать им, тогда что-нибудь откроется». «Бессознательное, – говорил тогда Юнг, – не обманет». То, что Юнг называл «бессознательным», Минделл позднее стал называть «сновидящим телом», или «процессом».

«Бессознательное не обманет»! Юнг стал просто следовать бессознательному, что великолепно описано в его книге «Сновидения, сны и размышления». В процессе следования бессознательному, когда он собирал свои сновидения, записывал вспышки озарения, голоса, звучавшие в его голове, Юнг обнаружил то, что стало фундаментом его учения. Он обнаружил, что существует определенная архетипическая структура коллективного бессознательного, и что архетипы есть не что иное, как сгущения основополагающих отношений, которые происходили и происходят в человеческом сообществе на протяжении тысячелетий. Скажем, везде и всегда возникают такие значительные события, как рождение ребенка, рождение героя, свадьба. Всегда в нашей жизни играют роль родители – отец, мать с маленькой и с большой буквы, есть фигура мудреца, есть фигура тени, есть фигура плута, джокера, подстрекателя, озорника в нашей жизни, всегда есть тот, кто играет эту роль. Это и есть фундаментальные психические структуры, которые Юнг назвал архетипами. В свете этих архетипов и происходит наше восприятие мира, они структурируют наше восприятие. Мы можем собрать в себе и осознать воздействие всех этих архетипов, следуя пути «индивидуации», собирая их в процессе своих собственных сновидений, в процессе анализа спонтанных симптомов, переживаний, и каждый шаг анализа приводит нас к большей целостности. Вот так возникли основные юнговские идеи о человеке, о его пути, о жизненной силе, о структуре психического, об архетипах, о пути «индивидуации», то есть пути «воссобрания» своей собственной целостности и достижения состояния «всецелостной» личности.

Но юнговский подход, как нам теперь хорошо видно, наряду с потрясающими для того времени откровениями и прозрениями, имеет и свои ограничения. Что это за ограничения? Это, прежде всего, те самые неосознаваемые монотеизм и креационизм, свойственные всей европейской культуре. Если мы посмотрим на комментарии Юнга к основополагающим текстам восточных традиций, например, то, как он комментировал знаменитый даосский текст «Тайны золотого цветка», в не очень хорошем, как мы сейчас понимаем, переводе Ричарда Вильгельма. Или то, как он описал тибетскую традицию Дзогчена, комментируя «Тибетскую книгу мертвых» или «Тибетскую книгу великого освобождения» в переводах Эванса-Венца, вернее, ламы Кази Дава Самдупа под редакцией буддолога Эванса-Венса. Все эти переводы и комментарии были «заложниками времени», как и все происходящее, как и все тексты, суждения, которые происходят сейчас в наше время. Все идет, понимается, постигается через призму редактора реальности. Нам всем не хватает отрешенности для того, чтобы в конкретное время иметь всеобъемлющее верное видение. Все постигается по прошествии лет, и приходит понимание относительности всего и вся. Это и есть ступенька, шажок к мудрости.

Если мы смотрим на «индивидуацию» с точки зрения подхода, развиваемого Минделлом, то в его книге «Сновидения в бодрствовании» прямо говорится, что юнговский путь «индивидуации» чрезвычайно ограничен, потому что не учитывает большего целого, того, что в истинном смысле нет ни личности, ни «я», которое «индивидуирует», но всегда есть «большое Я». Юнг не учитывал наличия уже существующего поля осознавания и того, что все встречаемые на нашем пути проблемы, преграды, взаимоотношения – это «мы», это наши связи, это приглашение к развитию. Таким приглашением являются и зависимости, в которые мы попадаем – коллекционирование того, этого, тряпок, белья, кремов, современной техники, зависимости, связанные со сладким, едой, с отдыхом, с курением, наркотиками и так далее, – все эти зависимости являются не чем иным, как приглашением в путешествие, определенного рода уловками нашего «большого Я» с целью выдернуть нас из той системы взаимоотношений, с которой мы намертво повязаны, из которой мы не можем вырваться никаким другим образом. В этом аспекте единственным способом лечения зависимости является создание контакта с «большим Я» и нахождение других способов продвижения и достижения тех целей, которые мы достигаем, попадая и исследуя неосознаваемые зависимости. Как показали современные методы работы с зависимостями, только это и является единственным работающим средством.

КАК СОСТРЯПАН «ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПИРОГ»

На диаграмме, изображающей структуру процессуальной работы, – круг с надписью внутри: «Дао и процесс». Нарисованы Солнце и Луна, древнейший символ единства Солнца и Луны. Солнце – это знак «я», это символ света, освещенной части нашей жизни, Луна – это символ теневой части, обратная сторона Луны, прежде всего. Недаром на каждой российской книге Минделла используется фотография, где он как человек-Луна, в которой присутствуют светлая и темная стороны. Это и есть символ целостности жизни.

Чисто аналитически мы представляем процессуальный пирог в виде круга, символизирующего целостность дао-процесса (Солнце и Луна), и различных рассечений, аспектов, которые есть не что иное, как естественно существующие модальности жизни и восприятия. Они не придуманы Минделлом, не созданы людьми, они есть, они естественно выделены в ходе нашей жизни, потому что в этих модальностях происходят определенного рода важные события, важные сгущения жизни. Там написано «тело и сновидение». С этого, собственно говоря, и начиналась вся процессуальная работа.

Если мы взглянем еще раз на «процессуальный пирог», то там мы найдем основополагающие каналы. Они есть не что иное, как ключевые взаимоотношения каждого из нас с миром, с самим собой, со всеми другими людьми, с природой, с группой, с сообществом. Минделл, подобно Юнгу, исходил из того, что все, происходящее в его жизни, имеет смысл. Это принципиально важная установка. Обычная житейская установка говорит: «да ладно, плевать, пронесет, тише едешь – дальше будешь», и так далее в том же духе. Минделл тоже стал следовать процессу, стал следовать бессознательному, стал следовать телу и заметил вскоре, что то, что он называл сновидением, – это психическое целое, бессознательное (он поначалу использовал юнговские термины), которое проявляется и как телесные симптомы, и как проблемы, и как сновидения.

Открытие Минделла катализировало колоссальный творческий процесс. Вокруг него и его группы – процессуальном сообществе в Цюрихе – появились последователи, ученики, которые были увлечены этим открытием. Оказывается, ключевыми измерениями процесса являются не только тело и сновидения, кроме них колоссальную роль в дао нашей жизни играют взаимоотношения. Кроме взаимоотношений существуют другие каналы, связанные со всеми органами чувств, так как органы чувств и есть то, через что мы и получаем информацию. Существуют каналы зрительного, слышимого, ощущаемого, осязаемого, обоняемого – пять органов чувств, они работают, через них мы получаем информацию. Существует еще канал, который не припишешь ни к каким органам чувств, Минделл назвал его «мировым каналом», или «каналом интуиции», или «каналом парапсихическим» – интуиция. Откуда-то я получил знание, а как я его получил, я не знаю, оно просто ко мне пришло. И вот, чтобы обозначить тот факт, что мы получаем знания именно таким образом, Минделл придумал мировой канал, или канал интуиции.

Кроме этих можно выделить и другие важные каналы – прежде всего, канал движения. Кроме движения есть еще пропреацепция, то есть то, что посылает нам сигналы из глубины тела. Иногда это странные, трудно выразимые ощущения: где-то что-то сопит, что-то начинает выворачиваться, раскрываться, например, люди говорят «чесотка в желудке» или «какой-то молоточек в пятке». Все это дао – от темной стороны к светлой стороне, к нашему «я», к нашему первичному процессу, где есть свет, с которым мы отождествлены.

Кроме этих есть и другие измерения, такие как экстремальные или крайние состояния. Нечто может существовать в нашем мире только в крайних, экстремальных формах, потому что в других формах ему нет места. Наш мир такой правильный, такой хороший, что это чувство может только войти в него и сказать: «А, пошли вы все!..» – cказал и хлопнул дверью. Это типичное экстремальное состояние. Или другое состояние, когда человек говорит, вернее, уже не говорит, а действует в белой горячке, в чахоточном бреду или в состоянии, которое мы называем эпилептическим припадком или каким-то видом большого психоза – маниакально-депрессивного, например. Как мы говорим иначе, «человек тронулся рассудком» или «крыша поехала», то есть, он, очевидно, в каком-то сложном процессе реструктурирования собственного мира обитания, потому что привычный мир, в который его загоняют, ему почему-то не подходит, потому что в обычном, «несвихнувшемся» состоянии ему некомфортно. Существует и такое экстремальное состояние, как кома, и, соответственно, модальность процессуальной работы, которая называется работой с комой.

Модальности процессуальной работы не ограничены, естественно, только индивидуальной работой. Методы процессуальной работы с индивидуумом те же самые, что и методы работы с группой, с организациями, с Землей. Подобного рода работа, которая называется world work – работа с миром – тоже очень важная модальность работы в процессуальном подходе. Минделл говорит, что, когда он стал серьезно работать с группами и начал понимать смысл групповой работы, многие коллеги предупреждали и просили его не делать этого, потому что это разрушает пространство индивидуальной работы, которое можно защищать, контролировать, дозировать и так далее – строго следовать тому или иному методу и стратегии. Групповая работа – это нечто совсем другое. В групповой работе проявляются тени – ведущего, группы, каждого человека, и любой другой член группы может представлять эти теневые аспекты. Но в то же время, оказывается, что групповая работа является истинным референтом того, что Юнг называл «индивидуацией» – отдельной «индивидуацией» человека. Нет никакого самосовершенствования какого-то человека вне большого целого. То, что кажется нам нашим самосовершенствованием, на самом деле аспект проявляющейся в нашей жизни «большой работы». Именно поэтому каждый, кто успешно или страстно занимается самосовершенствованием, рано или поздно приходит к необходимости проводить групповые семинары, так как это является тем самым мощным средством, которое развивает человека помимо его воли. Каждый, кто серьезно начинает заниматься работой над собой, абсолютно неизбежно приходит к тому, что необходимо заниматься работой с другими, над другими, потому что это является способом развития и себя.

Так работает дао – великое и беспредельное. Как только ты заходишь в одну крайность, мгновенно, сама собой «самопроявляется» другая крайность. Как только ты вкладываешь силу в развитие себя, ты должен мгновенно заниматься развитием других. Как только ты вкладываешь энергию в развитие осознанности, мгновенно проявляется неосознанность, как и все твои теневые процессы. Так учит мудрость даосов, и Минделл всей своей школой, всем своим направлением призывает следовать этому процессу.

Искусству психотерапии невозможно выучиться по формальной программе. Необходима огромная работа над собой, заменить которую невозможно ничем. У великих учителей обучаются неизвестно чему за пределами слов. Мастерству обучаются у мастеров. Убежден, что даже два дня с Минделлами могут стоить годов обычных психотерапевтических программ. Минделлы рассказывают вечные истории о Дао-потоке, об испытаниях, о судьбоносных снах, о борьбе с чудовищами, но делают это так, что коммуникативная ткань сознания, сотканная из многих языков переживания и взаимоотражений человека в других, наполняется энергией и радостью и пробуждается.

 

Автор: Владимир Майков

Свежий номер

vstrechaem-kosmicheskikh-prisheltsev
Встречаем космических пришельцев 12 Дек 2017, Administrator
В декабре Земля пересекает один из самых мощных метеорных потоков – Геминиды. Он входит в "большую тройку" звездопадов. Для нас это время активных действий, новых идей и перемен Максимум метеорного потока Геминиды в 2017 году состоится 13-14...
rozhdenie-novogo-zvuka
Рождение нового звука 06 Сен 2017, Administrator
Говорят, что всё новое — хорошо забытое старое. В нашем же случае новое — результат соединения многовекового музыкального опыта с потребностью найти оригинальный звук, который расширил бы границы восприятия музыки. Ханг (нем. hang), известный...
vnimanie-silnejshaya-vspyshka-na-solntse
Внимание! Сильнейшая вспышка на Солнце 08 Авг 2017, Administrator
ВНИМАНИЕ! ATTENTION! ACHTUNG! Штормовое предупреждение! На Солнце 6 сентября произошла сильнейшая за последние 12 лет вспышка! Но далеко не каждая даже мощная, вспышка сказывается на нас сильно - поскольку направлена она может быть...
o-rejki-prosto-i-ponyatno
О Рейки: Просто и понятно 18 Июнь 2017, Administrator
Признаться, каждый раз, когда мне предстоит говорить о том, что же такое Рейки, я испытываю некоторое замешательство. Мне есть что сказать по этому поводу, и говорить об этом я готов долго. Но можно просто сотрясать воздух, а можно быть услышанными. Ведь...
volochek-show-musy-go-on
Волочек - Show must go on! 03 Июнь 2016, Administrator
Каждый год Школа йоги "Крылья совершенства" проводит в Волочке магический ритуал "7 костров". Каждый участник принимает обязательство на следующий год, намечая очередной шаг на своем Пути. Ритуал проводится на берегу чудесного по красоте, покою...

Новости

Итоги выставки экопродукции ЭкоГородЭкспо 2017

Итоги выставки экопродукции ЭкоГородЭкспо 2017

24-25 ноября 2017 года в Москве состоялась 7-я международная многопрофильная выставка экологичной, натуральной и органической продукции ЭкоГородЭкспо 2017

На праздник живой еды!

На праздник живой еды!

25-26 ноября состоится десятый маркет вегетарианской еды - ВегМарт. В этот раз он посвящен теме «живой кулинарии»

Фотовыставка «Будь счастливым на чистой Земле!» в Питере

Фотовыставка «Будь счастливым на чистой Земле!» в Питере

Долгожданное открытие выставки «Будь счастливым на чистой Земле!» в Питере состоялось

Международный день Вегана в Москве

Международный день Вегана в Москве

1 ноября 2017 года - весь мир отмечает Международный день Вегана (World Vegan Day) и Москва тоже!
Однако в этом году праздник выпал на будний день и нами было принято решение отметить его чуть раньше сразу по многим причинам

За экопродукцией все на выставку ЭкоГородЭкспо!

За экопродукцией все на выставку ЭкоГородЭкспо!

Сегодня всё больше и больше людей задаются вопросами: «Где покупать экологичную продукцию?», «Какую безопасную продукцию выбрать для себя и своей семьи?», «Как разобраться во множестве зелёных этикеток, которыми пестрят в последние годы прилавки супермаркетов?»

Наши партнеры

Георгий Богословский Белые облака
Янтра Федерация йоги
Copyright © 2007 - 2018 Журнал «ИнфоПоток».

Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены. За содержание рекламных материалов редакция журнала ответственности не несет. Мнение редакции не всегда совпадает с точкой зрения авторов статей.

 

В Москве: +7-902-457-08-60, infipotokmsk@gmail.com