27 Апреля 2018 года
12-й Лунный день
Восход Солнца 4:56
Заход Солнца 19:59
Восход Луны 16:34
Заход Луны 4:35
Лунный полдень 22:51
Лунная полночь 10:27
Лунная фаза, зодиак
Луна в Весах 04:13
 
 
 

Поделиться:

 

За пределами Юнга: как Минделл стал искать свое Дао

Размер текста:

Предпосылки процессуальной психотерапии: Юнг, Фрейд. Ограничения их теорий. "Процессуальный пирог" Минделла как следующая ступень взаимодействия человека с миром

Продолжение предыдущей статьи.

До того, как стать психологом, Минделл закончил Массачусетсткий технологический институт, где учился у Лауреата нобелевской премии великого физика Ричарда Фейнмана. Затем в Швейцарии он учится на юнгианского аналитика у выдающихся мастеров в институте Карла Густава Юнга в Цюрихе. Достаточно сказать, что его личным аналитиком была Мария Луиза фон Франц, правая рука Юнга, наследница его мудрости. Тем не менее, закончив обучение и занявшись частной практикой, он почти не имел клиентов в Цюрихе, у него были проблемы со здоровьем, проблемы с взаимоотношениями, низкий жизненный уровень. Вот тогда он по-настоящему задумался: что здесь не так? И стал использовать центральную интуицию Юнга, которая в свое время выручила и самого Юнга.

Юнг, как известно, был наследником Фрейда, почти что его духовным сыном. В переписке начала века Фрейд так и называл его – «сын мой» и считал его своим самым талантливым учеником. Отношения между ними были действительно очень теплыми и близкими. Потом произошел раскол, у Юнга были принципиальные несогласия в отношении того, как Фрейд толковал жизненную силу – либидо, придавая ей исключительно сексуальный характер. Юнг считал, что за этим стоят намного более глубокие силы, связанные не только с истоками культуры телесности, но и с космической энергией. Он живо интересовался проблемами, связанными с парапсихическими «делами». Фрейд же считал, что это мистика, он хотел, чтобы психоанализ был точной наукой. В конце концов, это привело к роковому конфликту, и Юнг был вышвырнут «папашей» Фрейдом из психоаналитической ассоциации. И начались семь долгих лет забвения, когда Юнг жил в своем доме около Женевского озера. В качестве руководящего начала он принял положение: «я могу ошибаться, мое «я» может ошибаться, но целостность моей жизни не ошибается, и если я откроюсь и доверюсь процессу, ведущему меня, – своим видениям, своим снам, телесным симптомам и буду просто изучать их и следовать им, тогда что-нибудь откроется». «Бессознательное, – говорил тогда Юнг, – не обманет». То, что Юнг называл «бессознательным», Минделл позднее стал называть «сновидящим телом», или «процессом».

«Бессознательное не обманет»! Юнг стал просто следовать бессознательному, что великолепно описано в его книге «Сновидения, сны и размышления». В процессе следования бессознательному, когда он собирал свои сновидения, записывал вспышки озарения, голоса, звучавшие в его голове, Юнг обнаружил то, что стало фундаментом его учения. Он обнаружил, что существует определенная архетипическая структура коллективного бессознательного, и что архетипы есть не что иное, как сгущения основополагающих отношений, которые происходили и происходят в человеческом сообществе на протяжении тысячелетий. Скажем, везде и всегда возникают такие значительные события, как рождение ребенка, рождение героя, свадьба. Всегда в нашей жизни играют роль родители – отец, мать с маленькой и с большой буквы, есть фигура мудреца, есть фигура тени, есть фигура плута, джокера, подстрекателя, озорника в нашей жизни, всегда есть тот, кто играет эту роль. Это и есть фундаментальные психические структуры, которые Юнг назвал архетипами. В свете этих архетипов и происходит наше восприятие мира, они структурируют наше восприятие. Мы можем собрать в себе и осознать воздействие всех этих архетипов, следуя пути «индивидуации», собирая их в процессе своих собственных сновидений, в процессе анализа спонтанных симптомов, переживаний, и каждый шаг анализа приводит нас к большей целостности. Вот так возникли основные юнговские идеи о человеке, о его пути, о жизненной силе, о структуре психического, об архетипах, о пути «индивидуации», то есть пути «воссобрания» своей собственной целостности и достижения состояния «всецелостной» личности.

Но юнговский подход, как нам теперь хорошо видно, наряду с потрясающими для того времени откровениями и прозрениями, имеет и свои ограничения. Что это за ограничения? Это, прежде всего, те самые неосознаваемые монотеизм и креационизм, свойственные всей европейской культуре. Если мы посмотрим на комментарии Юнга к основополагающим текстам восточных традиций, например, то, как он комментировал знаменитый даосский текст «Тайны золотого цветка», в не очень хорошем, как мы сейчас понимаем, переводе Ричарда Вильгельма. Или то, как он описал тибетскую традицию Дзогчена, комментируя «Тибетскую книгу мертвых» или «Тибетскую книгу великого освобождения» в переводах Эванса-Венца, вернее, ламы Кази Дава Самдупа под редакцией буддолога Эванса-Венса. Все эти переводы и комментарии были «заложниками времени», как и все происходящее, как и все тексты, суждения, которые происходят сейчас в наше время. Все идет, понимается, постигается через призму редактора реальности. Нам всем не хватает отрешенности для того, чтобы в конкретное время иметь всеобъемлющее верное видение. Все постигается по прошествии лет, и приходит понимание относительности всего и вся. Это и есть ступенька, шажок к мудрости.

Если мы смотрим на «индивидуацию» с точки зрения подхода, развиваемого Минделлом, то в его книге «Сновидения в бодрствовании» прямо говорится, что юнговский путь «индивидуации» чрезвычайно ограничен, потому что не учитывает большего целого, того, что в истинном смысле нет ни личности, ни «я», которое «индивидуирует», но всегда есть «большое Я». Юнг не учитывал наличия уже существующего поля осознавания и того, что все встречаемые на нашем пути проблемы, преграды, взаимоотношения – это «мы», это наши связи, это приглашение к развитию. Таким приглашением являются и зависимости, в которые мы попадаем – коллекционирование того, этого, тряпок, белья, кремов, современной техники, зависимости, связанные со сладким, едой, с отдыхом, с курением, наркотиками и так далее, – все эти зависимости являются не чем иным, как приглашением в путешествие, определенного рода уловками нашего «большого Я» с целью выдернуть нас из той системы взаимоотношений, с которой мы намертво повязаны, из которой мы не можем вырваться никаким другим образом. В этом аспекте единственным способом лечения зависимости является создание контакта с «большим Я» и нахождение других способов продвижения и достижения тех целей, которые мы достигаем, попадая и исследуя неосознаваемые зависимости. Как показали современные методы работы с зависимостями, только это и является единственным работающим средством.

КАК СОСТРЯПАН «ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПИРОГ»

На диаграмме, изображающей структуру процессуальной работы, – круг с надписью внутри: «Дао и процесс». Нарисованы Солнце и Луна, древнейший символ единства Солнца и Луны. Солнце – это знак «я», это символ света, освещенной части нашей жизни, Луна – это символ теневой части, обратная сторона Луны, прежде всего. Недаром на каждой российской книге Минделла используется фотография, где он как человек-Луна, в которой присутствуют светлая и темная стороны. Это и есть символ целостности жизни.

Чисто аналитически мы представляем процессуальный пирог в виде круга, символизирующего целостность дао-процесса (Солнце и Луна), и различных рассечений, аспектов, которые есть не что иное, как естественно существующие модальности жизни и восприятия. Они не придуманы Минделлом, не созданы людьми, они есть, они естественно выделены в ходе нашей жизни, потому что в этих модальностях происходят определенного рода важные события, важные сгущения жизни. Там написано «тело и сновидение». С этого, собственно говоря, и начиналась вся процессуальная работа.

Если мы взглянем еще раз на «процессуальный пирог», то там мы найдем основополагающие каналы. Они есть не что иное, как ключевые взаимоотношения каждого из нас с миром, с самим собой, со всеми другими людьми, с природой, с группой, с сообществом. Минделл, подобно Юнгу, исходил из того, что все, происходящее в его жизни, имеет смысл. Это принципиально важная установка. Обычная житейская установка говорит: «да ладно, плевать, пронесет, тише едешь – дальше будешь», и так далее в том же духе. Минделл тоже стал следовать процессу, стал следовать бессознательному, стал следовать телу и заметил вскоре, что то, что он называл сновидением, – это психическое целое, бессознательное (он поначалу использовал юнговские термины), которое проявляется и как телесные симптомы, и как проблемы, и как сновидения.

Открытие Минделла катализировало колоссальный творческий процесс. Вокруг него и его группы – процессуальном сообществе в Цюрихе – появились последователи, ученики, которые были увлечены этим открытием. Оказывается, ключевыми измерениями процесса являются не только тело и сновидения, кроме них колоссальную роль в дао нашей жизни играют взаимоотношения. Кроме взаимоотношений существуют другие каналы, связанные со всеми органами чувств, так как органы чувств и есть то, через что мы и получаем информацию. Существуют каналы зрительного, слышимого, ощущаемого, осязаемого, обоняемого – пять органов чувств, они работают, через них мы получаем информацию. Существует еще канал, который не припишешь ни к каким органам чувств, Минделл назвал его «мировым каналом», или «каналом интуиции», или «каналом парапсихическим» – интуиция. Откуда-то я получил знание, а как я его получил, я не знаю, оно просто ко мне пришло. И вот, чтобы обозначить тот факт, что мы получаем знания именно таким образом, Минделл придумал мировой канал, или канал интуиции.

Кроме этих можно выделить и другие важные каналы – прежде всего, канал движения. Кроме движения есть еще пропреацепция, то есть то, что посылает нам сигналы из глубины тела. Иногда это странные, трудно выразимые ощущения: где-то что-то сопит, что-то начинает выворачиваться, раскрываться, например, люди говорят «чесотка в желудке» или «какой-то молоточек в пятке». Все это дао – от темной стороны к светлой стороне, к нашему «я», к нашему первичному процессу, где есть свет, с которым мы отождествлены.

Кроме этих есть и другие измерения, такие как экстремальные или крайние состояния. Нечто может существовать в нашем мире только в крайних, экстремальных формах, потому что в других формах ему нет места. Наш мир такой правильный, такой хороший, что это чувство может только войти в него и сказать: «А, пошли вы все!..» – cказал и хлопнул дверью. Это типичное экстремальное состояние. Или другое состояние, когда человек говорит, вернее, уже не говорит, а действует в белой горячке, в чахоточном бреду или в состоянии, которое мы называем эпилептическим припадком или каким-то видом большого психоза – маниакально-депрессивного, например. Как мы говорим иначе, «человек тронулся рассудком» или «крыша поехала», то есть, он, очевидно, в каком-то сложном процессе реструктурирования собственного мира обитания, потому что привычный мир, в который его загоняют, ему почему-то не подходит, потому что в обычном, «несвихнувшемся» состоянии ему некомфортно. Существует и такое экстремальное состояние, как кома, и, соответственно, модальность процессуальной работы, которая называется работой с комой.

Модальности процессуальной работы не ограничены, естественно, только индивидуальной работой. Методы процессуальной работы с индивидуумом те же самые, что и методы работы с группой, с организациями, с Землей. Подобного рода работа, которая называется world work – работа с миром – тоже очень важная модальность работы в процессуальном подходе. Минделл говорит, что, когда он стал серьезно работать с группами и начал понимать смысл групповой работы, многие коллеги предупреждали и просили его не делать этого, потому что это разрушает пространство индивидуальной работы, которое можно защищать, контролировать, дозировать и так далее – строго следовать тому или иному методу и стратегии. Групповая работа – это нечто совсем другое. В групповой работе проявляются тени – ведущего, группы, каждого человека, и любой другой член группы может представлять эти теневые аспекты. Но в то же время, оказывается, что групповая работа является истинным референтом того, что Юнг называл «индивидуацией» – отдельной «индивидуацией» человека. Нет никакого самосовершенствования какого-то человека вне большого целого. То, что кажется нам нашим самосовершенствованием, на самом деле аспект проявляющейся в нашей жизни «большой работы». Именно поэтому каждый, кто успешно или страстно занимается самосовершенствованием, рано или поздно приходит к необходимости проводить групповые семинары, так как это является тем самым мощным средством, которое развивает человека помимо его воли. Каждый, кто серьезно начинает заниматься работой над собой, абсолютно неизбежно приходит к тому, что необходимо заниматься работой с другими, над другими, потому что это является способом развития и себя.

Так работает дао – великое и беспредельное. Как только ты заходишь в одну крайность, мгновенно, сама собой «самопроявляется» другая крайность. Как только ты вкладываешь силу в развитие себя, ты должен мгновенно заниматься развитием других. Как только ты вкладываешь энергию в развитие осознанности, мгновенно проявляется неосознанность, как и все твои теневые процессы. Так учит мудрость даосов, и Минделл всей своей школой, всем своим направлением призывает следовать этому процессу.

Искусству психотерапии невозможно выучиться по формальной программе. Необходима огромная работа над собой, заменить которую невозможно ничем. У великих учителей обучаются неизвестно чему за пределами слов. Мастерству обучаются у мастеров. Убежден, что даже два дня с Минделлами могут стоить годов обычных психотерапевтических программ. Минделлы рассказывают вечные истории о Дао-потоке, об испытаниях, о судьбоносных снах, о борьбе с чудовищами, но делают это так, что коммуникативная ткань сознания, сотканная из многих языков переживания и взаимоотражений человека в других, наполняется энергией и радостью и пробуждается.

 

Автор: Владимир Майков

Свежий номер

my-zdorovy-nastolko-naskolko-etogo-khotim
Мы здоровы настолько, насколько этого хотим 18 Фев 2018, Administrator
С точки зрения йоги болезней не существует. Существует реакция целостного организма: на ход мыслей (сложившийся, возможно, не за одну жизнь), на изменение температуры, влажности, давления атмосферы, на движение звезд и планет, перемену мест проживания,...
eko-bio-i-organik-ne-prosto-slova
Эко, био и органик - не просто слова 14 Фев 2018, Administrator
Мы беседуем с Гульнарой Тимербулатовой, директором Международной выставки экопродукции ЭкоГородЭкспо, которая этой весной, 30-31 марта, пройдет в Москве уже в восьмой раз. И говорим мы не только о Выставке, но и о том, для чего она проводится, -- о...
vstrechaem-kosmicheskikh-prisheltsev
Встречаем космических пришельцев 12 Дек 2017, Administrator
В декабре Земля пересекает один из самых мощных метеорных потоков – Геминиды. Он входит в "большую тройку" звездопадов. Для нас это время активных действий, новых идей и перемен Максимум метеорного потока Геминиды в 2017 году состоится 13-14...
rozhdenie-novogo-zvuka
Рождение нового звука 06 Сен 2017, Administrator
Говорят, что всё новое — хорошо забытое старое. В нашем же случае новое — результат соединения многовекового музыкального опыта с потребностью найти оригинальный звук, который расширил бы границы восприятия музыки. Ханг (нем. hang), известный...
vnimanie-silnejshaya-vspyshka-na-solntse
Внимание! Сильнейшая вспышка на Солнце 08 Авг 2017, Administrator
ВНИМАНИЕ! ATTENTION! ACHTUNG! Штормовое предупреждение! На Солнце 6 сентября произошла сильнейшая за последние 12 лет вспышка! Но далеко не каждая даже мощная, вспышка сказывается на нас сильно - поскольку направлена она может быть...

Новости

Итоги выставки экопродукции ЭкоГородЭкспо Весна 2018. Пост-релиз

Итоги выставки экопродукции ЭкоГородЭкспо Весна 2018. Пост-релиз

30-31 марта 2018 года в Москве состоялась 8-я международная многопрофильная выставка экологичной, натуральной и органической продукции ЭкоГородЭкспо Весна 2018

Йога-тур «Пятая стихия»

Йога-тур «Пятая стихия»

Сакральная земля, чистейшие воздух и вода, ласковое солнце или свирепый ветер, запах байкальских трав - и вы. В программе утренние и вечерние практики хатха-йоги, динамические медитации по красивейшим местам Малого моря, тематические медитации, экстремальная йога хождения по углям и стеклу, практики глубокой релаксации. Этот тур запомнится знакомством с неизведанными ранее сторонами себя, чувством гармонии и единения со всем живым вокруг

Лунный Новый год и что Год собаки нам готовит?

Лунный Новый год и что Год собаки нам готовит?

Хотите возродиться к новой жизни? Самому сотворить свой год, освободившись от всего ненужного, старого, прошлого? Приходите на семинар «Лунный Новый Год», традиционно приуроченный к Новому Году по древнему восточному календарю

Работа и отдых летом на Байкале

Работа и отдых летом на Байкале

Каждое лето на Байкале, в удивительном по красоте и безмятежности месте - на Малом море - работает наш лагерь Юрточное Кочевье. Сейчас мы начинаем набор команды на лето 2018

Получите новых партнеров и клиентов на выставке ЭкоГородЭкспо 2018

Получите новых партнеров и клиентов на выставке ЭкоГородЭкспо 2018

30-31 марта 2018 года в Москве состоится 8-я международная выставка экопродукции ЭкоГородЭкспо Весна 2018

Наши партнеры

Георгий Богословский
Янтра Федерация йоги
Copyright © 2007 - 2018 Журнал «ИнфоПоток».

Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены. За содержание рекламных материалов редакция журнала ответственности не несет. Мнение редакции не всегда совпадает с точкой зрения авторов статей.

 

В Москве: +7-902-457-08-60, infipotokmsk@gmail.com