23 Января 2018 года
7-й Лунный день
Восход Солнца 8:39
Заход Солнца 16:44
Восход Луны 11:10
Заход Луны -----
Лунный полдень 17:27
Лунная полночь 5:05
 
 
 

Поделиться:

 

Буддийская ксилография

Размер текста:

Буддийское искусство Ваджраяны можно назвать соединением интеллектуального анализа и страстного эмоционального переживания жизни в ее самых ярких формах – в этом, пожалуй, его самое большое культурное значение. Буддизм соединяет ум и чувства в единое целое в своих текстах и художественных образах.

b1Особое место в буддийском искусстве Ваджраяны занимает искусство ксилографии. Специфичность буддийского искусства ксилографии, религиозной художественно-психологической графики, заключается в соединении сакрального и утилитарного назначений предметов. Они интересны тем, что являются переходным вариантом между полноценной иконой-танкой как сакральным предметом, и справочником, образцом-прорисью для художника. К нашему времени их сохранилось довольно мало – даже в музеях их не рассматривали как какую-то особую ценность из-за повсеместного бытового распространения.

Буддийская ксилография – это отпечатанное на ткани или бумаге с деревянной матрицы религиозное изображение или текст. Ксилографиями часто называют буддийские тексты, но правильнее называть их ксилографами. Выглядит такой ксилограф, как пачка бумажных незакрепленных страниц в футлярчике, очень тщательно и аккуратно обмотанном специальным куском шелка с завязками. Самые большие книгопечатни, где изготавливались ксилографы, были в Агинском и Тамчинском (Гусионоозерском) дацанах в Бурятии.

Буддийская ксилография – пример утилитарного применения художественной и религиозной идеи для использования в кочевом быту. В XVII-XVIII в.в., когда буддизм был официально признан правительством России как религия, в Забайкалье и в Центральной Азии, в то время бывших единой страной Бурят-Монголией, сохранялся полукочевой образ жизни бурятских и монгольских родов.

Буддизму мало свойственен прозелитизм – в нем нет активного миссионерства как специальной религиозной практики, свойственной другим мировым религиям. Интерес к учению рождается из обычных практических контактов: лечения, астрологического предсказания, выменивания украшений с божествами или живописных танок с изображениями защитников, увиденного театрализованного представления-ритуала Цам и глубочайшего стремления приобщиться к знанию об окружающем мире.

В XVIII в. первый Хамбо-лама Дамба-Даржай Заяев строит первый деревянный дацан в Бурят-Монголии. Потом следующий, и через пару десятков лет их стало уже несколько, и все активно работают: учат послушников и справляют службы.

До наших дней сохранилась рукопись того времени, «Путевые заметки Дамба-Даржай Заяева», переведенная Ц.П.Ванчиковой:

«Пандит-хамбо Дамба-Даржай Заяев родился в 1710 г. (1711 г.), в год Железной Зайчихи 12-го Рабджуна. В младенчестве его называли именем Тодо. Отца его, по происхождению цонгола из рода Абагат, звали Зая, мать именовали Дижит.

В пятнадцатилетнем возрасте будущий лама в одиночестве покинул дом, прошел города Да-Хурэ, Пекин, Дзам Си-Нанг, и после трех месяцев странствий прибыл в Гумбум. Отгуда он направился в Куканур, еще через три месяца достиг Нагчу, и через десять дней пожаловал в Дзу. Там, в дацане Гоманг, одном из семи дацанов [монастыря] Балдан Брайбунг-линг, прошел курс обучения цаннида.

Получил обеты гэцула от панчена Лубсан-Еши-гэгэна. В двадцатилетнем возрасте Заяев получил обеты гэлонга от далай-ламы Галсан Джамцо-гэгэна. Среди многих тысяч мудрецов, пройдя обряд дамжа, удостоился степени габчжу. Когда после этого он изъявил желание вернуться на свою родину, святые далай-лама и панчен-богда разрешили, о чем свидетельствуют сохранившиеся указы. Ко времени его возвращения из Тибета ужесточились русско-китайские пограничные законы, поэтому земляки обратились за разрешением [на въезд] к высшему [начальству]. В 1731 г., в год Водяной Мыши [1732], прибыв на свою родину, встретился со своими родителями и родственниками.

Впервые совершил богослужение в войлочной юрте, собрав нескольких странствующих тибетских, монгольских и амдоских ху вараков. Этот первый хурал был проведен в год Водяной Мыши у подножия горы, называемой Узон. Одновременно на хуралы приходили [верующие] из низовий Чикоя. Число хувараков, собравшихся с разных сторон, достигло 150. В 1741 г., год Водяной Собаки, после обращения к вышестоящим, был утвержден так называемый комплект хувараков из 150 человек. В 1745 г., год Огненного Тигра [1746], на берегу Чикоя был построен деревянный дацан. Первым настоятелем назначили чжонэйского ламу Агван-Пунцока.

В 1752 г., год Водяной Курицы 12-го Рабджуна [1753], все, и ламы, и миряне, обратились к вышестоящим с просьбой назначить данного преподобного ширетуем монастыря, на что через контору селенгинского воеводы был получен приказ о назначении его ширетуем. Тем самым было положено начало назначения бурятских ширетуев. После того как число хувараков и монастырей в Бурятии увеличилось, в 1754 г., год Деревянной Свиньи [1755], Его Высочество издал указ о том, чтобы все дацаны возглавлялись ширетуем [и] цорджи. В 1758 г., год земляной зайчихи [1759], через канцелярию селенгинского воеводы было отправлено прошение о строительстве дацана, на которое был получен ответ Его Высочества, разрешающий возведение храма. Это был первый указ, разрешающий строительство дацанов в Бурятии. Дацан построили в местности Хилагантуй».

823619 19986164

В XIX веке появилось уже много дацанов – мест высокой культуры, учености и самобытной системы образования, воспринятой из тибетско-индийских источников. Взлет религиозного искусства и научно-религиозной мысли – так можно назвать систему последовательного дискуссионного, прагматичного и активного преподавания в дацанах философских дисциплин, медицинских и астрологических методик. В прикладном искусстве возникает тенденция перехода от тибетских образцов к собственным клише, начинается активная разработка иконографического ряда и художественных приемов, создается свой пантеон визуальных религиозных образов.

Процесс изготовления ксилографии включает в себя подготовку березовой пластины, вырезание на ней изображения, нанесение печатной туши и собственно печать. При внешней простоте – труд колоссальный: текст или изображение вычитывались зеркалом, заусенцы зачищались, для крепости пластина проваривалась в масле, сушилась на солнце.

Печатники сидели на полу и клали бумагу или ткань на доску, придавливая сверху. Краской служила черная китайская тушь в пластинах, к которой добавлялась печная сажа и сахар. Эта краска не расплывалась и не выцветала. При полной безымянности авторов, каждое графическое изображение, тем не менее, выражает яркий, индивидуальный авторский стиль. Сила линии, ее избыточность, закрашенные поверхности, расположение символов и атрибутов – все ксилографии совершенно разные.

Ксилографическая печать-матрица с изображением становится транслятором сообщения, а изготовленный оттиск, наполненный религиозным смыслом, является вещью-посланием. Легко сворачивающаяся ткань, как у открытки-трансформера, не мнется, что очень важно. Атрибуты изображения воспринимаются как книжный текст, доступный для восприятия. В них присутствует стремление условно передать цвета и образ изображаемого божества. Немногочисленные дошедшие до наших дней поблекшие изображения, свидетели расцвета буддизма на территории России, являлись источником знания для людей того времени, наполняя их повседневную жизнь смыслом и радостью.

Юлия Ларионова, культуролог, организатор выставки «Три драгоценности: Будда, Дхарма, Сангха. Буддийское искусство из частных коллекций» в международном центре-музее Н.К. Рериха

ksilograf_avalokitesh_112008 ksilograf_yama_yami_112008

Аволокитешвара Чатурбхаджа с бодхисаттвами Манджушри и Ваджрапани (Ригсум Гонпо). Раскрашенная ксилография, тушь, водяные краски. Бурятия XIX в. Частная коллекция

Яма с Ями. Парма, образец-прорись для художника, тушь, водяные краски. Бурятия, конец XIX в. Частная коллекция.

Свежий номер

vstrechaem-kosmicheskikh-prisheltsev
Встречаем космических пришельцев 12 Дек 2017, Administrator
В декабре Земля пересекает один из самых мощных метеорных потоков – Геминиды. Он входит в "большую тройку" звездопадов. Для нас это время активных действий, новых идей и перемен Максимум метеорного потока Геминиды в 2017 году состоится 13-14...
rozhdenie-novogo-zvuka
Рождение нового звука 06 Сен 2017, Administrator
Говорят, что всё новое — хорошо забытое старое. В нашем же случае новое — результат соединения многовекового музыкального опыта с потребностью найти оригинальный звук, который расширил бы границы восприятия музыки. Ханг (нем. hang), известный...
vnimanie-silnejshaya-vspyshka-na-solntse
Внимание! Сильнейшая вспышка на Солнце 08 Авг 2017, Administrator
ВНИМАНИЕ! ATTENTION! ACHTUNG! Штормовое предупреждение! На Солнце 6 сентября произошла сильнейшая за последние 12 лет вспышка! Но далеко не каждая даже мощная, вспышка сказывается на нас сильно - поскольку направлена она может быть...
o-rejki-prosto-i-ponyatno
О Рейки: Просто и понятно 18 Июнь 2017, Administrator
Признаться, каждый раз, когда мне предстоит говорить о том, что же такое Рейки, я испытываю некоторое замешательство. Мне есть что сказать по этому поводу, и говорить об этом я готов долго. Но можно просто сотрясать воздух, а можно быть услышанными. Ведь...
volochek-show-musy-go-on
Волочек - Show must go on! 03 Июнь 2016, Administrator
Каждый год Школа йоги "Крылья совершенства" проводит в Волочке магический ритуал "7 костров". Каждый участник принимает обязательство на следующий год, намечая очередной шаг на своем Пути. Ритуал проводится на берегу чудесного по красоте, покою...

Новости

Итоги выставки экопродукции ЭкоГородЭкспо 2017

Итоги выставки экопродукции ЭкоГородЭкспо 2017

24-25 ноября 2017 года в Москве состоялась 7-я международная многопрофильная выставка экологичной, натуральной и органической продукции ЭкоГородЭкспо 2017

На праздник живой еды!

На праздник живой еды!

25-26 ноября состоится десятый маркет вегетарианской еды - ВегМарт. В этот раз он посвящен теме «живой кулинарии»

Фотовыставка «Будь счастливым на чистой Земле!» в Питере

Фотовыставка «Будь счастливым на чистой Земле!» в Питере

Долгожданное открытие выставки «Будь счастливым на чистой Земле!» в Питере состоялось

Международный день Вегана в Москве

Международный день Вегана в Москве

1 ноября 2017 года - весь мир отмечает Международный день Вегана (World Vegan Day) и Москва тоже!
Однако в этом году праздник выпал на будний день и нами было принято решение отметить его чуть раньше сразу по многим причинам

За экопродукцией все на выставку ЭкоГородЭкспо!

За экопродукцией все на выставку ЭкоГородЭкспо!

Сегодня всё больше и больше людей задаются вопросами: «Где покупать экологичную продукцию?», «Какую безопасную продукцию выбрать для себя и своей семьи?», «Как разобраться во множестве зелёных этикеток, которыми пестрят в последние годы прилавки супермаркетов?»

Наши партнеры

Георгий Богословский Белые облака
Янтра Федерация йоги
Copyright © 2007 - 2018 Журнал «ИнфоПоток».

Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены. За содержание рекламных материалов редакция журнала ответственности не несет. Мнение редакции не всегда совпадает с точкой зрения авторов статей.

 

В Москве: +7-902-457-08-60, infipotokmsk@gmail.com