20 Октября 2018 года
12-й Лунный день
Восход Солнца 7:10
Заход Солнца 17:17
Восход Луны 16:29
Заход Луны 1:29
Лунный полдень 21:28
Лунная полночь 9:05
 
 
 

Поделиться:

 

Театр - не только театр

Размер текста:

Многие из нас с детства любят театр и с удовольствиям в него ходят. Постановки, которые мы выбираем, могут быть классическими или авангардными, но для всех них характерно разделение аудитории на актеров и зрителей. Актеры работают, а зрители отдыхают – большинство из них пришли именно для того, чтобы приятно провести время. Если спектакль поставлен и сыгран хорошо, то между актерами и зрителями может возникнуть достаточно мощное взаимодействие. А может и не возникнуть. Кто-то просто просидит весь вечер в мягком кресле, отключившись на время от повседневных проблем. Но как сделать зрителя актером? Об этом нам рассказал В. Пипченко, участник «Магического театра» и Плейбек-театра (playback theatre).

 Как правило, цель постановщика традиционного театра – воплотить свою оригинальную художественную идею. Одних эта идея захватывает – это благодарные зрители, а других оставляет равнодушными. Те, кто стремились к максимальному включению зрительного зала, начали поиск новых театральных форм. Они попытались размыть границу между актерами и зрителями, перенеся действие в зрительный зал. При этом взаимодействие между двумя сторонами усилилось, но зрители остались зрителями. Как превратить их в актеров?

- Виктор, расскажите, пожалуйста, об этих театральных формах. У них есть много общего, но есть же и различия?

Виктор: Эти формы объединяет то, что сценария конкретного спектакля просто не существует. Если в Плейбек-театре еще сохраняется разделение на актеров и зрителей – при этом любой зритель может выступать в роли сценариста – то в «Зрительском театре» и «Магическом театре» его уже нет: каждый из присутствующих – актер, исполняющий роль, выбранную не заранее, а тут же, во время сессии.

Все эти формы направлены на развитие способности «отпустить» ситуацию, на развитие в нас так называемого Наблюдателя.

- Что вы имеете в виду?

Виктор: Мы – дети западной рациональной цивилизации – постоянно «находимся в голове», то есть наш ум постоянно работает, а значит, работает и наш внутренний Контролер, который оценивает наши поступки, пытается предсказать и вычислить, что нам якобы надо сделать, как на нас посмотрят, что скажут и т. д. Этот Контролер в нашей голове имеет кучу ожиданий, страхов и этим ломает любой процесс, в котором мы участвуем. Т.к. постоянно сравнивает то, что происходит, с тем, чего он ожидал.

Внутренний Наблюдатель – наоборот, это, можно сказать, состояние повышенного осознания: он видит все, что происходит с нами и вокруг нас, но при этом не пытается контролировать этот процесс, он просто безмолвно созерцает происходящее (и потом может воспроизвести в памяти все, что было). Наблюдатель не имеет никаких ожиданий – это не деятельность нашего ума, это существование в чистом виде.

Все нетрадиционные театры активизируют внутреннего Наблюдателя, но различаются по форме действия и вовлеченности зрителя в сам театр.

В Плейбек-театре, называемом еще театром зрительских историй, действие основано на сюжете, рассказанном одним из зрителей, но исполняется актерами. Нужно обладать определенной степенью открытости, чтобы встать и рассказать перед всеми кусочек своей жизни, но за счет этого и воздействие этой формы намного сильнее, чем традиционного театра.

В «Магическом театре», немного похожем по форме на расстановки по Хеллингеру, действие тоже задается непрофессиональным актером и исполняется такими же непрофессионалами. По сравнению с расстановками, в «Магическом театре» намного меньше ограничений. Участники могут действовать не только в роли основных архетипов (отец, дочь, начальник и т.д.), а могут изображать что угодно, вплоть до какого-нибудь бога, чувства, эмоции.

«Зрительский театр» в этом отношении является наиболее свободной формой. Здесь люди собираются, не зная заранее, какой сюжет будет разыгран и какая роль им достанется. У каждого из них есть своя бессознательная тематика, и собрались они вместе не случайно. Они выбирают один из известных всем сюжетов – сказку, анекдот, фильм, – который они хотят разыграть, и сами распределяют роли. Это – сюжет, который им интереснее всего разыграть здесь и сейчас. Порядок их выступления определяется важностью их роли: например, если разыгрывается «Сказка о Красной Шапочке», то именно актер (или актриса – пол здесь значения не имеет, Вы можете играть как женскую, так и мужскую роль), исполняющий эту роль, начинает спектакль. При этом он расстанавливает пространство спектакля и очередность вступления других участников в действие. Все участники имеют возможность сыграть роль, о которой они мечтали всю свою жизнь, или роль, в которой им вообще трудно себя представить, или роль, которую они играют каждый день. В любом случае, они всегда могут сыграть эту роль каким-то необычным способом и узнать о себе и мире много нового.

Например, в определенный момент кто-то говорит: «Нет, это невозможно, денег на это нет». А другой человек – который на самом деле совсем Другой – говорит: «Все возможно, в мире есть все!». Я записываю все эти модели поведения, и зачитываю в конце игры: в дальнейшем участники могут использовать новые модели поведения в жизни или больше понять о своих старых моделях поведения.

- Сколько человек в этом участвует?

Виктор: Меньше 12-15 неинтересно, обычно 20-25, но можно и больше, например, на фестивале «Пустые холмы» участвовали 40 человек.

- Плейбэк-театр, расстановки по Хеллингеру – это в какой-то степени технологии. Что бы вы сказали о «Зрительском театре» – это тоже какая-то технология или это абсолютно свободное творчество?

Виктор: «Зрительский театр» – это творчество, но внутри определенных правил. Например, кто-то из участников выступает, остальные ждут, когда он закончит, чтобы присоединиться. Эти правила – минимальные, они нужны только для того, чтобы действие двигалось вперед наиболее эффективным образом. Иногда для этого требуется помощь ведущего.

«Зрительский театр» – это театр, который делают сами зрители, которые в процессе игры становятся актерами, режиссерами и сценаристами своих действий. И далее могут использовать этот полезный навык в жизни.

- Мы знаем, что вы занимаетесь и другими видами деятельности, другими практиками. Как вы их выбираете?

Виктор: Я выбираю практики, которые «сработали» на мне, то есть сначала пробую и, если вижу результат, то потом пытаюсь дать эти практики другим людям. Изначально это было холотропное дыхание, сейчас еще добавились театры, закапывание и другие психологические практики и игры.  

Алексей Белокуров рассказывает о Плейбек-театре и перформанс-труппе «Театр зрительских историй»

Предыдущий собеседник уже рассказал о нескольких нетрадиционных театральных формах, а от вас мы хотели бы побольше узнать о Плейбек-театре.

Алексей: Я бы не сказал, что тот театр, к которому мы привыкли, является традиционным. Он именно привычный. Могу привести в качестве примера фильм Пола МакГигана «День расплаты», действие которого происходит в Средние века. В этом фильме труппа бродячих артистов оказывается в деревне, где недавно произошло убийство мальчика. И вместо того, чтобы разыгрывать представление на библейские темы, актеры дают спектакль на тему этого убийства, благодаря чему события развиваются совсем не так, как можно было бы ожидать. На мой взгляд, это – настоящий Плейбек-театр.

- Расскажите, пожалуйста, поподробнее, что же такое Плейбек-театр?

Алексей: Это особый способ  взаимодействие между зрителями и актерами. Человек рассказывает историю или случай из своей жизни, выбирает актеров для исполнения ролей, а потом вдруг видит, как его история, приобретая артистическую форму, превращается в театральное действие.

Эту технику создал Джонатан Фокс. Перед этим он некоторое время занимался психодрамой и работал в импровизационном театре Я.Л. Морэно. Потом волею судеб он оказался в Непале, где увидел некое замечательное действо (его можно увидеть и в наши дни) – своеобразный мистериальный театр. Его зрители могли рассказать какой-то миф, другую историю, а актеры их играли, вовлекая в действо и жителей деревни, где все это происходило. Фоксу это понравилось, он стал пробовать, и в результате в 1975 году появился Плейбек-театр.

Плейбек-театр – это, прежде всего, театр зрительских историй, но, играя их, мы учитываем не только их сюжеты, но и настроение рассказчика, его наполненность, что для него важно, а также красную линию, которая проходит через все рассказанные в этот вечер истории. В результате спектакль в целом зависит от того, какая публика собралась, какое у нее настроение, к чему она стремится. Можно сделать тысячу заготовок, но переиграть зал невозможно, поэтому приходится импровизировать.

- Как это влияет на рассказчика, зрителей?

Алексей: Разумеется, это не терапия, но любое творчество может оказывать определенное исцеляющее воздействие. Рассказчик видит свой опыт со стороны: он может снова его пережить, закрепить или отпустить, что для многих тоже очень важно. Потом люди возвращаются и благодарят, говорят, что мы им помогли. А мы просто сыграли историю – мы вовсе не пытались менять чью-то жизнь.

- Какими средствами вы пользуетесь?

Алексей: Есть определенные пластические формы – «жидкая скульптура», «палитра», «хор» и др. Форму определяет ведущий, а актеры спонтанно отыгрывают в этой форме те чувства и переживания, которые вызвал в них рассказ зрителя. Это так называемые малые формы, которые можно использовать для «разогрева», а дальше мы переходим к историям, и здесь зритель может назначить актеров на роли персонажей, дать им слова, сказать, что он хочет увидеть, или доверить этот выбор актерам.

- Есть ли у вас режиссер?

Алексей: Это зависит от самой труппы: у некоторых Плейбек-театров есть, у нас его, в некотором смысле, заменяет сама труппа. Вообще, каждый наш перформанс – это определенный вызов: выход на новый уровень, новые знания о себе, перешагивание через свои стереотипы. И каждый из них уникален: мы играем именно для тех, кто собрался именно этим вечером – и по-другому это сыграть невозможно.

А на обучающие курсы может прийти каждый?

Алексей: На обучающие курсы может прийти любой, и после завершения обучения он сможет играть в Плейбек-театре, но будет он играть или нет – это уже зависит от самого человека. Каждый может взять эти навыки и инструменты и использовать по своему усмотрению. Человек, который боится выйти на сцену, имеет возможность преодолеть этот страх. Те, кому не хватает выразительности, спонтанности, смелости импровизировать, смогут раскрыть эти способности в себе.

- Как влияет ваше участие в Плейбек-театре на вашу жизнь?

Алексей: То, чему мы учимся в Плейбек-театре, очень помогает и в обычной жизни. Ведь иногда возникают ситуации, которые нет смысла воспринимать буквально, видеть в трагическом свете: гораздо разумнее их просто «отыграть» примерно так же, как мы «отыгрываем» некоторые истории в Плейбеке. В жизни появляется элемент игры. Вообще общение с людьми становится более свободным и эффективным.

Мне очень помогает в проведении программ, в том числе бизнес-тренингов, во время  которых иногда события разворачиваются  каким-то неожиданным образом. Если бы у меня не было опыта Плейбека, мне трудно было бы справиться с  такой ситуацией и эффективно использовать ее.

- И в заключение: что вас особенно радует в вашей работе в Плейбеке?

Алексей: Когда удается настолько включиться, что не замечаешь ни времени, ни усталости. То, что иногда чувствую, что у меня получилось что-то новое и получилось хорошо, что есть очень точное «попадание». Что зал реагирует на мои действия. Что люди благодарят за помощь. Наши «разборы полетов», которые тоже бывают очень интересными. Когда очень много людей приходит – у нас на перформансе бывало и по 500-600 человек. И, наконец, что Плейбек дает мне возможность прямого общения и взаимодействия с людьми, языка которых я не знаю, и они моего не знают, но мы можем общаться с помощью мимики, жестов, выражения чувств и понимать друг друга. В этом я убедился на Франкфуртской международной конференции по Плейбеку  этой осенью.

 Мы рассказали о людях, представляющих нетрадиционные театры, для которых важнее не воплощение художественной идеи, а помощь людям в самопознании или просто в жизни. Журнал «ИнфоПоток» желает всем творческих удач и других успехов на этом интересном пути!

Свежий номер

vernyj-put
Верный путь 07 Сен 2018, Administrator
В наше время активнее, чем прежде, обсуждается значение религии и веры в современном обществе. По всей видимости, следуя законам общественного развития, настал период повышенного внимания к этой теме, и наверняка в обозримом будущем интерес к ней вряд ли...
letnij-koridor-zatmenij
Летний коридор затмений 13 Июль 2018, Administrator
Летний коридор затмений продлится с 13 июля по 11 августа 2018 года. За это время произойдет три затмения с разностью в две недели. Это минимальное расстояние между двумя последовательными затмениями, лунным и солнечным или наоборот, как раз и носит...
my-zdorovy-nastolko-naskolko-etogo-khotim
Мы здоровы настолько, насколько этого хотим 18 Фев 2018, Administrator
С точки зрения йоги болезней не существует. Существует реакция целостного организма: на ход мыслей (сложившийся, возможно, не за одну жизнь), на изменение температуры, влажности, давления атмосферы, на движение звезд и планет, перемену мест проживания,...
eko-bio-i-organik-ne-prosto-slova
Эко, био и органик - не просто слова 14 Фев 2018, Administrator
Мы беседуем с Гульнарой Тимербулатовой, директором Международной выставки экопродукции ЭкоГородЭкспо, которая этой весной, 30-31 марта, пройдет в Москве уже в восьмой раз. И говорим мы не только о Выставке, но и о том, для чего она проводится, -- о...
vstrechaem-kosmicheskikh-prisheltsev
Встречаем космических пришельцев 12 Дек 2017, Administrator
В декабре Земля пересекает один из самых мощных метеорных потоков – Геминиды. Он входит в "большую тройку" звездопадов. Для нас это время активных действий, новых идей и перемен Максимум метеорного потока Геминиды в 2017 году состоится 13-14...

Новости

Семинар в Крыму

Семинар в Крыму "Лисья бухта 20 лет спустя"

Волшебные 12 дней на берегу моря, наедине с природой, наполненные творчеством в команде, занятиями йогой, пластикой и звуком, общением и танцами, медитациями и беседами, прогулками по окрестностям и звездными вечерами

Эко-Актив-тур «Новое Рождение» на Байкале

Эко-Актив-тур «Новое Рождение» на Байкале

7 дней Единения с природой! 7 дней практик, которые зарядят вдохновением, силой и откроют новые горизонты.
«Новое Рождение» - это много отдыха, много солнца, много заряжающих практик и энергии Байкала

IV Алтайский фестиваль

IV Алтайский фестиваль "АлтайФест"

С 29 апреля по 2 мая, в рамках XVIII Весеннего фестиваля цветов, в Ботаническом саду МГУ "Аптекарский огород" пройдёт IV Алтайский фестиваль "АлтайФест" ('Altai Fest'), посвящённый культуре и природе Алтая

9-я международная выставка экопродукции ЭкоГородЭкспо Осень 2018

9-я международная выставка экопродукции ЭкоГородЭкспо Осень 2018

23-24 ноября 2018 года состоится 9-я международная многопрофильная выставка экологичной, натуральной и органической продукции ЭкоГородЭкспо Осень 2018. Выставка будет проходить на площадке современного выставочного центра Event Hall Даниловский в самом центре Москвы

Йога-тур «Пятая стихия»

Йога-тур «Пятая стихия»

Сакральная земля, чистейшие воздух и вода, ласковое солнце или свирепый ветер, запах байкальских трав - и вы. В программе утренние и вечерние практики хатха-йоги, динамические медитации по красивейшим местам Малого моря, тематические медитации, экстремальная йога хождения по углям и стеклу, практики глубокой релаксации. Этот тур запомнится знакомством с неизведанными ранее сторонами себя, чувством гармонии и единения со всем живым вокруг

Наши партнеры

Георгий Богословский
Янтра Федерация йоги
 
Copyright © 2007 - 2018 Журнал «ИнфоПоток».

Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены. За содержание рекламных материалов редакция журнала ответственности не несет. Мнение редакции не всегда совпадает с точкой зрения авторов статей.

 

В Москве: +7-902-457-08-60, infipotokmsk@gmail.com