24 Апреля 2018 года
9-й Лунный день
Восход Солнца 5:03
Заход Солнца 19:53
Восход Луны 12:35
Заход Луны 3:23
Лунный полдень 20:22
Лунная полночь 7:54
Лунная фаза, зодиак
Луна в Деве 23:40
 
 
 

Поделиться:

 

Главные секреты педагогики

Размер текста:

Как сделать обучение для детей интересным и увлекательным? Какой должна быть педагогика? На эти и другие вопросы ответил Артем Соловейчик, психолог и педагог, который провел лекцию "Обучение с увлечением" в рамках Первого фестиваля образования для детей.

- Артем, вы – психолог, главный редактор издательства, выпускающего педагогическую литературу, наконец – отец пятерых детей. Пожалуйста, расскажите в двух словах о своем педагогическом опыте.

- Очень важная составляющая моего опыта – это то, что я учился в школе, учился очень слабо, плохо, хотя все предпосылки для того, чтобы учиться хорошо, были. Но было некое противоречие между тем, что я хотел и ощущал, и тем, что было в школе. Школы были хорошие, у меня к ним никаких претензий нет и быть не может. Но что-то не совпадало, не получалось. Позднее я понял, что я просто развивался медленнее, чем предполагалось по школьной программе. Мне хотелось все делать более глубоко, была какая-то внутренняя амбиция, которая не совпадала с режимом жизни в школе. Благодаря этому я знаю, что если перед педагогом то, что называется  слабый ученик, это не означает, что из него вырастет неуспешный человек, – его успешность может выходить за рамки школы.

- Соответственно, и родителям не следует записывать своих детей в неудачники только потому, что они плохо учатся в школе.

- Да, если ребенок плохо учится, это может указывать на какой-то особый образ жизни этого ребенка, но это точно не означает, что все должны быть заодно против него: и школа, и родители, и педагоги дополнительного образования. Когда все объединяются против ребенка, то он не выдерживает. В моем случае родители с полным уважением относились к школе – мой отец сам строил школу в стране – но с таким же уважением относились и к тому, что со мной происходило.

- Может быть, если ребенок находится в какой-то сложной ситуации, то родители всегда должны быть на стороне ребенка?

- Не думаю, что вообще нужны какие-то стороны. Просто людям необходимо выстраивать отношения друг с другом – неважно, кто в них участвует: родители и их дети, просто взрослые и дети, педагоги и дети. Выстраивать отношения, где никто ни на чьей стороне. Временами участники этих отношений понимают друг друга, временами – нет, но существует некий этический кодекс, требующий проявлять уважение друг к другу в любой ситуации. Необходимо принятие другого, иного человека – этот другой может быть и твоим ребенком.

Мы часто не проявляем уважения на социальном уровне, но особенно это касается наших отношений с собственными детьми. «Это мой дом, здесь все должно быть так, как я сказал.  Здесь ценятся такие знания, такие профессии». Я немного утрирую, но часто мы ведем себя именно таким образом. Вот я привык за столом держать вилку в левой руке. И вдруг я замечаю, что кто-то из моих знакомых держит вилку в правой руке. Я могу удивиться, возможно, посмеяться. Но если так начинает вести себя мой ребенок, то я начинаю заставлять, давить на него, и у него просто нет права держать вилку в правой руке.

Устанавливаемые нами правила могут касаться чего угодно. Из опыта с моими детьми: они должны были выносить мусор, но, приходя с работы домой, я находил невынесенный мусор и, ничего не говоря, сам выносил его – все, что якобы должны были делать дети, с легкостью делал я сам. И теперь много лет спустя, когда дети живут отдельно, у них в доме чистота, хотя ни единого признака такого поведения не было, когда они жили со мной.

С детьми надо делиться, делиться тем, что интересно нам самим, что нас волнует, а не пытаться силой их изменить, перестроить. Поэтому никто не должен быть против ребенка: ни школа, ни родители – все должны быть на его стороне.Но что такое быть на стороне? Как мы все знаем, то, что делается именем любви к ребенку, тоже не всегда самое лучшее. Например, формула: «Я тебя люблю, поэтому…» – опасная формула. Любовь к ребенку может принимать самые разные формы, и последствия могут быть самыми ужасными.

- Может быть, прежде чем отдавать своего ребенка учиться, родителям следует задать себе вопрос: Для чего? Чего я хочу от своего ребенка? Чтобы он стал успешным в общепринятом смысле этого слова или чтобы ему было интересно заниматься, просто интересно жить сейчас и позднее, когда он вырастет?

- Мне кажется, что у родителей, которые живут полной жизнью, такие вопросы даже не возникают. Меня пугают объявления, на которых написано: «Воспитываем маленьких гениев». Сейчас многие хотят, чтобы их дети многому обучались, и с этим ничего не поделаешь. Я бы только хотел напомнить родителям – проследите, чтобы у вашего ребенка осталось время на одиночество, на то, чтобы поиграть, побыть одному. Если вы видите, что он занимается чем-то, что кажется вам непонятным, глупым, не мешайте ему – в это время может происходить что-то очень важное для вашего ребенка, возможно даже, что он как раз чему-то учится. Это время для него бесценно.

Я не знаю, что хуже: когда с ребенком совсем не занимаются или когда с ним занимаются слишком много. Сейчас все цели, которые мы перед собой ставим в связи с воспитанием ребенка, разрушаются, складывается совсем другой мир. Наш издательский дом выпустил книгу «Гении детства»  – антологию из разных времен, культур, стран, в которой собраны воспоминания признанных гениев о своем детстве. Оказалось, что у них у всех было очень тяжелое, жесткое детство. Кто-нибудь может сделать из этого вывод, что если мы обеспечим ребенку замечательное детство, то из него не выйдет Софьи Ковалевской. Это неправильный вывод, но верно, что людям, идущим на взятие какой-то личностной высоты, никто не гарантирует радужной жизни. Какие-то глубокие переживания у них обязательно будут. На самом деле, как добиться стопроцентного успеха не знает никто – это закон педагогики. И это прекрасно, потому иначе мы бы воспитали себе подобных и мир бы кончился. А так благодаря «сбоям в воспитании» получаются хорошие люди.Из моих пятерых детей четверо не ходили ни в какие детские кружки или клубы. Мы их туда приводили, а они бросали – не хотели, им было неинтересно.

- Что вы делали? Пытались как-то их заинтересовать?

- Ничего не делали. А младшей дочери везде нравится, она везде занимается с удовольствием: музыкой, рисованием, английским, спортом. Теперь уже времени не хватает, а желание и энергия у нее есть. А четыре мальчика не закончили ни одного кружка.

- У меня здесь все-таки остается вопрос. Когда я в детстве отказалась заниматься английским, мои родители не стали меня заставлять, но различными окольными путями помогли мне возобновить занятия. Сейчас я им очень за это благодарна.

- Это всегда так бывает, все истории пост-фактум именно так и звучат. Кто-то благодарен, а кто-то предъявляет претензии: почему вы не настояли? У меня есть другой опыт: мой мальчик в школе не учился, английский ему никто не преподавал, он нарушал все правила, сидел за компьютером, играл. Сейчас он учится в США, у него идеальный английский, и он занимается американской литературой.  В детстве никаких признаков такого будущего не было: был только его собственный мир, его собственные стратегические игры. То есть сработал ровно его интерес и бесстрашие родителей. Я вспоминаю свое детство: мне казалось, что центр моих интересов совсем не там, где дом, родители, книги – это были двор, шпана, совсем другие интересы. Другое дело, что что-то плохое ко мне не прилипало, но это и есть защита дома. Когда ты, как сталкер, выходишь в мир, то тебе важно знать, что есть дом, куда можно вернуться. А если тебя дома ругают по каждому поводу, то ты остаешься в другом мире.

- Получается, что важно просто доверять своим детям?

- Важно жить своей полноценной жизнью: она может выражаться в том, что я думаю, пишу, что я люблю строить, охранять . И быть готовым всегда отвечать на запросы детей. Эти запросы есть, но мы их не слышим. Этих запросов  так много в начале, что мы устаем. Мы не слушаем своих детей, мы навязываем им свое, и постепенно эти запросы сходят на нет. И тогда мы говорим: «У тебя что, нет никаких интересов?» Если бы мы умели справиться хотя бы с 5% запросов детей, то у нас все бы получалось – вот вам совет.  Если внимательно слушать ребенка хотя бы до двух- трех лет, то можно узнать обо всем, что ему нужно.Я участвовал в одном круглом столе, во время которого мы пытались понять, что идет от ребенка, а что ему навязывается. И мы вспоминали фразы, которые мы говорим своим детям. Например: ребенок говорит, что ему жарко, а мы говорим, что холодно. То есть мы не только не даем ему возможности думать так, как ему хочется, но не даем ему права самому чувствовать. В общении между людьми есть правила, но правила, которые я выполняю, относятся только ко мне.  Я не могу навязывать  их другим. Хорошая формула воспитания: ты делаешь все так, как ты считаешь нужным, но не навязываешь этого своим детям. Я утром делаю зарядку и поставил у себя дома спорткомплекс. Дети им не пользовались, никто из них спортом не занимался, но сейчас, когда они выросли, они очень спортивные люди. Совсем иначе бывает, когда мы требуем чего-то от детей, а сами примера не даем.

- Чем отличается хороший педагог дополнительного образования?

- В преподавателе дополнительного образования важен не его предмет, а то, что это взрослый увлеченный человек, любящий свое дело. У ребенка могут быть к способности к этому предмету, а может и не быть таких способностей: кстати, ужасная вещь –   ребенок уже влюблен, а ему говорят, что у него нет способностей. А если не скажут напрямую, то дадут понять, что он здесь не нужен. Что дает хорошее дополнительное образование? Ведь возможно, что ребенок, посещающий изостудию, через какое-то время ее бросит и вообще никогда больше не будет рисовать? Здесь есть роль родителя, роль преподавателя и роль самого ребенка. Роль родителя – максимально познакомиться с теми возможностями, которые есть; роль государства – эти возможности предоставить; роль педагога – быть взрослым человеком, который любит свое дело, может передать эту любовь детям и принимает всех такими, какие они есть.  И роль ребенка – быть самим собой в этом, в общем-то, добром мире.Ребенок, которому повезло попасть к такому педагогу, получает опыт встречи с хорошим человеком, который любит свое дело, и тогда он знает, что это такое – любить свое дело. Это может работать даже на подсознательном уровне. Позднее он попадет в офис, на завод – в  совсем другую жизнь, но опыт сохранится. Кроме того, он может попробовать себя в разных видах деятельности. И потом, ведь нам только кажется, что миром правят творческие люди: художники, писатели и т.д.  А миром правят зрители и читатели, потому что художники и писатели очень зависимы от аудитории. И если у нее есть свой собственный опыт творчества, то это совсем другая аудитория. Опыт принятия меня таким, какой я есть, – это бесценный опыт, позволяющий мне принимать других людей. Школе дать такой опыт труднее – школа требует результата. А идеальное педагогическое пространство – это пространство, не требующее от педагога результата. Здесь он может экспериментировать.  Это не означает, что дети делают, что им вздумается, здесь работает другая формула: делай, что тебе хочется, и давай поговорим об этом, объясни, почему тебе это нравится. Дополнительное образование нужно для того, чтобы дать ребенку возможность получить опыт, который он не может получить в школе.

- Артем, спасибо вам большое!

 

Свежий номер

my-zdorovy-nastolko-naskolko-etogo-khotim
Мы здоровы настолько, насколько этого хотим 18 Фев 2018, Administrator
С точки зрения йоги болезней не существует. Существует реакция целостного организма: на ход мыслей (сложившийся, возможно, не за одну жизнь), на изменение температуры, влажности, давления атмосферы, на движение звезд и планет, перемену мест проживания,...
eko-bio-i-organik-ne-prosto-slova
Эко, био и органик - не просто слова 14 Фев 2018, Administrator
Мы беседуем с Гульнарой Тимербулатовой, директором Международной выставки экопродукции ЭкоГородЭкспо, которая этой весной, 30-31 марта, пройдет в Москве уже в восьмой раз. И говорим мы не только о Выставке, но и о том, для чего она проводится, -- о...
vstrechaem-kosmicheskikh-prisheltsev
Встречаем космических пришельцев 12 Дек 2017, Administrator
В декабре Земля пересекает один из самых мощных метеорных потоков – Геминиды. Он входит в "большую тройку" звездопадов. Для нас это время активных действий, новых идей и перемен Максимум метеорного потока Геминиды в 2017 году состоится 13-14...
rozhdenie-novogo-zvuka
Рождение нового звука 06 Сен 2017, Administrator
Говорят, что всё новое — хорошо забытое старое. В нашем же случае новое — результат соединения многовекового музыкального опыта с потребностью найти оригинальный звук, который расширил бы границы восприятия музыки. Ханг (нем. hang), известный...
vnimanie-silnejshaya-vspyshka-na-solntse
Внимание! Сильнейшая вспышка на Солнце 08 Авг 2017, Administrator
ВНИМАНИЕ! ATTENTION! ACHTUNG! Штормовое предупреждение! На Солнце 6 сентября произошла сильнейшая за последние 12 лет вспышка! Но далеко не каждая даже мощная, вспышка сказывается на нас сильно - поскольку направлена она может быть...

Новости

Итоги выставки экопродукции ЭкоГородЭкспо Весна 2018. Пост-релиз

Итоги выставки экопродукции ЭкоГородЭкспо Весна 2018. Пост-релиз

30-31 марта 2018 года в Москве состоялась 8-я международная многопрофильная выставка экологичной, натуральной и органической продукции ЭкоГородЭкспо Весна 2018

Йога-тур «Пятая стихия»

Йога-тур «Пятая стихия»

Сакральная земля, чистейшие воздух и вода, ласковое солнце или свирепый ветер, запах байкальских трав - и вы. В программе утренние и вечерние практики хатха-йоги, динамические медитации по красивейшим местам Малого моря, тематические медитации, экстремальная йога хождения по углям и стеклу, практики глубокой релаксации. Этот тур запомнится знакомством с неизведанными ранее сторонами себя, чувством гармонии и единения со всем живым вокруг

Лунный Новый год и что Год собаки нам готовит?

Лунный Новый год и что Год собаки нам готовит?

Хотите возродиться к новой жизни? Самому сотворить свой год, освободившись от всего ненужного, старого, прошлого? Приходите на семинар «Лунный Новый Год», традиционно приуроченный к Новому Году по древнему восточному календарю

Работа и отдых летом на Байкале

Работа и отдых летом на Байкале

Каждое лето на Байкале, в удивительном по красоте и безмятежности месте - на Малом море - работает наш лагерь Юрточное Кочевье. Сейчас мы начинаем набор команды на лето 2018

Получите новых партнеров и клиентов на выставке ЭкоГородЭкспо 2018

Получите новых партнеров и клиентов на выставке ЭкоГородЭкспо 2018

30-31 марта 2018 года в Москве состоится 8-я международная выставка экопродукции ЭкоГородЭкспо Весна 2018

Наши партнеры

Георгий Богословский
Янтра Федерация йоги
Copyright © 2007 - 2018 Журнал «ИнфоПоток».

Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены. За содержание рекламных материалов редакция журнала ответственности не несет. Мнение редакции не всегда совпадает с точкой зрения авторов статей.

 

В Москве: +7-902-457-08-60, infipotokmsk@gmail.com