23 Января 2018 года
7-й Лунный день
Восход Солнца 8:39
Заход Солнца 16:44
Восход Луны 11:10
Заход Луны -----
Лунный полдень 17:27
Лунная полночь 5:05
 
 
 

Поделиться:

 

Отец Анцибор о йоге и Ангелах-Хранителях

Размер текста:

«Нет любви, значит, нет и христианства. Хоть ты весь обставься свечками!»

Петр Мамонов, актер, музыкант

Недавно мне посчастливилось пообщаться с очень интересным православным священником, бывшим представителем Элладской Православной Церкви в Греции, – Отцом Владиславом Анцибором. Он является не только настоятелем храма святителя Николая на Коломяжском проспекте г. Санкт-Петербурга, ведет богослужебную и пастырскую деятельность на вверенном ему приходе, но и занимается пропагандой трезвости, здорового образа жизни и покровительствует зоозащите.

Отец интересуется духовными практиками Востока, ведет свою страничку в социальной сети и с удовольствием общается с представителями разных конфессий. Общение с этим батюшкой глубокого воодушевило меня и наполнило такой радостью, что я спешу поделиться ею с дорогими читателями «Материи мысли».

-Отец Владислав, как Вы пришли к выбору своего жизненного пути?

-Как и большинство людей, в раннем детстве я иногда входил в состояние спонтанной молитвы. Притом среда, в которой я жил отнюдь не была формально религиозной. Просто порой, ощущая вне себя некое «Присутствие», я решал с «Ним» свои вопросы. Обычно все начиналось со слов: «Бог, если ты есть...» Затем я просил защиты или помощи в делах. А завершалось всё определенными обещаниями с моей стороны, которые я почему-то забывал исполнять. Это был интуитивно-сердечный период богообщения.
Примерно к одиннадцати годам во мне пробудился страстный интерес ко всему таинственно-духовному. Основным источником духовных знаний для меня в те годы стала атеистическая литература. В ней я игнорировал агрессивно-критическую составляющую, выуживая позитивные сведения. Господь также наставлял меня через «голоса», но не те голоса, что раздаются в головах психически нездоровых людей, а «голоса» из радиоприемника, транслировавшего различные религиозные программы. Впоследствии я привлекся нектаром Учения Христа, принял крещение в православной церкви, в которой и начал своё служение.

Antsibor

-Что Вы можете сказать о православии в России и Греции?


-Имея общую догматическую платформу и единый литургический Устав, поместные православные церкви живут в мире местных обычаев и традиций. И хотя эти внешние традиции очень отличаются друг от друга, многие «верующие» абсолютизируют именно своё, относясь с недоверием к практике своих православных собратьев. Мне кажется, что глубже познать православие можно, взяв в кавычки фольклорную составляющую и принимая во внимание только то, во что верили «все – всегда и везде». То есть во всех православных церквях, во все эпохи существования церкви. Тогда местные обычаи будут не помехой в общении, а украшением вселенского Православия.

-Как ведут себя греческие прихожане?

-В приходской жизни греки ведут себя спокойно, раскованно, сидят во время большей части богослужения. Русские воцерковленные люди считают такое поведение греков в храме неблагочестивым, ведь у нас господствует дух трепетного благоговения или даже «гиперблагоговения». Даже маленькие девочки стоят в наших храмах в платочках с видом кающихся грешниц.

-Да, почему-то в наших церквях надо по умолчанию иметь скорбный вид.

-Мне часто приходилось объяснять своим прихожанам, что священники и миряне Элладской Церкви ведут себя раскованно оттого, что находясь в храме, ощущают себя как дома, рядом с отцом и матерью, в среде близких людей, а не как на приеме у некоей высокопоставленной особы, решающей твою вечную участь. Зато греки, побывавшие на наших богослужениях, восторженно восклицают: «кИта, кИта ти тАкси пу Инэ» (гляди, гляди какой порядок)!
Я бы сказал, русская традиция – это греческое растение, селектируемое в оранжерее. Оно может быть более красивым, чистеньким и ровненьким, поскольку садовод четко следует специальным канонам. Но растение это оберегают от внешнего мира и многочисленных опасностей.

-В том числе, влияния других религий и духовных учений... А каково отношение церкви к йоге?

-Возможно, это прозвучит странно, но именно к йоге церковь никак не относится. Я не знаю авторитетных канонов, которые прямо бы одобряли или запрещали йогу. Другое дело – преобладающая часть духовенства и воцерковленные миряне. В этой среде отношение – резко негативное, даже если речь идёт только о внешнем выполнении асан согласно Патанджали или хотя бы их элементов...
Я думаю, что за всяким негативом и отрицанием стоит страх перед неправославными духовными практиками. О серьёзном же изучении духовных аспектов различных направлений йоги в церковной среде в настоящее время не может быть и речи. В то же время мне встречается много людей, которые, исповедуя православие, хорошо ориентируясь в церковной истории и богословии, проявляют интерес к восточным духовным практикам. Что же касается, например, бхакти-йоги, то многие аспекты преданного служения органично соотносятся с христианской аскетикой.

-Принять себя, принять другого – это же так важно. Даже если он «не такой».

-Да, и я прогнозирую в недалеком будущем, с одной стороны, большую консолидацию консервативных сил, ведущих к духовной самоизоляции и тоталитаризму в общении, с другой стороны – увеличение числа сторонников религиозной толерантности, которые будут стремиться к деятельному общению с представителями других конфессий при условии сохранения, изучения и развития собственных духовных традиций. Это закон психологического взросления и духовной эволюции человечества.

-Что значит быть настоятелем храма?

-Настоятельство в храме – это особое служение, которое хотя и весьма почетно, требует больших душевных и физических затрат. На вверенном тебе приходе ты надзираешь и отвечаешь перед священноначалием практически за все. Организация и проведение богослужений, деятельность прихода в духовно-просветительской сфере, работа с детьми и молодежью, социальное служение и многое другое. Всё это регламентируется разнообразными циркулярами и рекомендациями из «центра».
Кроме того, настоятель является юридическим главой организации, а значит, должен взаимодействовать с различными органами государственной власти. В отношении служителей храма ты – руководитель. Порой приходится проявлять определенную строгость: это мне дается с трудом. Понятно, что вся эта внешняя административная деятельность отнимает время и силы, необходимые для внутренней работы и личной духовной жизни. Есть, правда, один секрет. Можно воспринимать всю рутину как служение и приношение Богу. Подобное отношение может одухотворить все материальное в жизни и «профанное» превратить в сакральное.

-Как проходит Ваша пастырская деятельность сегодня?

-Моя пастырская деятельность началась в шестнадцать лет, когда я работал чабаном (пастухом овец) на Северном Кавказе. По-моему, я был не очень радивым пастухом (смеется). Но если говорить серьёзно, то пастырство – это служение, к которому призван каждый священник, вне зависимости от своего административного положения.

-«Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец».

-Да, ведь именно Иисус Христос явил нам образ Доброго Пастыря, и именно Он является «Пастыреначальником». В определенный момент необходимо осознать, что ты всего-навсего – пустой, часто немощный сосуд, который может наполнить добром только Создатель. Ты – орудие в руках Божиих. Все благое в тебе – не заслуга твоего «эго» или «ума», а проявление Бога. И если ты подчистишь себя от ментальных нечистот, оставленных эгоизмом, потеснишь гордыню и самость, то благодать Божия сможет действовать через тебя.

-Нашему горделивому уму бывает неприятно это осознавать.

-Да, хочется себя считать благим делателем. Но ты как водопроводная труба: если через тебя протекает чистая жидкость, то она тебя не только не загрязняет, но делает чище. Если же ты вдруг стал канализационной трубой, да еще пытаешься все держать в себе, то обрастание нечистотами изнутри тебе обеспечено.

-С каким душевным «багажом» приходят к Вам люди?

-Служа на приходе, я вижу и чувствую, насколько нам сегодня не хватает любви и тепла. Приходя в храм, люди думают найти утешение здесь, но бывает, что и не находят. Поэтому я учу своих прихожан и духовных чад проявлять благость, любовь и свет в этом мире. Мы пытаемся заметить, благословить и поддержать каждого.
Случается, что верующие очень обижаются, когда их добрые поступки не встречают благодарности. Действительно, нередко люди отвечают злом на добро и хамством на вежливость.

-Легче ли стало проповедовать людям теперь, чем лет 10 назад, например?

-Однозначно легче. Сегодня не приходится заниматься ликбезом: люди имеют доступ к духовной информации и литературе любого уровня. Необходимо лишь определить их место в системе этого духовного самообразования. Дальше мы можем определить наше «место встречи» и проделать дальнейший духовный путь совместно, на принципах внутренней свободы, добровольности и ненасилия. Но если считать проповедью имплантацию в сознание другого человека копии своего мировоззрения, то такая проповедь становится с каждым годом затруднительней. Я предвижу проблемы, с которыми столкнутся в ближайшем будущем проповедники, не выработавшие в себе внутреннее смирение и эмпатийность. В условиях быстрой смены технологических и мировоззренческих эпох, характерной нашему времени, духовным лидерам требуется особая гибкость мышления и широта восприятия.

-Тогда межконфессиональная дружба – реальность или утопия?

-На уровне общения простых людей, представляющих различные конфессии, это уже реальность. Общение церковных лидеров с теми, кого они называют «сектантами», сегодня невозможно. Но давайте вспомним католическую церковь с кострами инквизиции в недалеком прошлом и посмотрим, как изменилось мировоззрение католиков после Второго Ватиканского Собора. На вопрос о том, как церковь должна относиться к ценностям, имеющимся в других религиях, собор отвечает:
«...Она увещает своих чад, чтобы они с благоразумием и любовью, через диалог и сотрудничество с последователями иных религий...признавали, охраняли и продвигали находящиеся у тех духовные, нравственные и культурно-социальные ценности» (Nostra Aetate, 2).

-Как узнать своего Ангела-Хранителя?

-А надо? (смеется)

-Ум очень хочет!

-Ну, тогда не обойтись без некоторых рассуждений (смеется). Учение об ангелах весьма обширно. Священное Писание, Священное Предание, мнения святых отцов и множество народных мифов – всё здесь тесно переплетено. Об ангелах говорят многие религии, в том числе и аврамистические. В христианской традиции принято считать, что ангелы – это разумные, а в нашем понимании – сверхразумные существа духовного мира. Они были сотворены прежде создания материального мира. Их природа – постоянная жизнь в Присутствии Бога и исполнение Его воли, поручений, то есть служение.
Апостол Павел свидетельствует об этом, говоря, что ангелы по своей сути, то есть по природе – это служебные духи, посылаемые на служение для тех, кто «имеет наследовать спасение». Основываясь на евангельском понимании, церковь учит, что каждый человек при крещении получает особого невидимого Наставника, Ангела-Хранителя, но и до крещения человек живет под попечением невидимых духовных сил. Совершая благословение какого-либо важного дела, освящая жилье или автомобиль, мы просим Бога «приставить» светлую духовную сущность – Ангела.
Если вы все-таки хотите увидеть ангелов, попробуйте, резко прервав молитву, обернуться и спросить: «Вы кто?!!». Скорее всего, вы ничего не увидите, молитвенный настрой потеряете, но своего Ангела и его окружение рассмешите. Это была шутка, конечно же.
Но говоря серьезно, я думаю, что духовные люди понимают значение понятий «Присутствие пред лицем Божиим» и «служение». А осознавая это, мы можем испытывать благодарность Ангелам за их деятельность, являющейся и их природной сущностью. Эта благодарность выражается в молитве Ангелу-Хранителю из утреннего и вечернего «правила», а также в текстах почти всех православных священнодействий. В этой благодарности и в благодарении, возможно, мы духовно сблизимся и почувствуем своего Ангела-Хранителя.

-Что думаете о светских фильмах православной тематики: «Поп», «Остров»?

-Я думаю, что эти фильмы вносят большой позитивный вклад в развитие церковного благочестия, поскольку задают хороший тон в отношении православия. Эти фильмы устанавливают достаточно высокие духовные стандарты, на которые духовенство и миряне так или иначе будут ориентироваться. Если честно, то я смотрю эти фильмы уже тогда, когда о них все говорят или даже несколько позднее.
Хочу заметить, что наряду с позитивными фильмами православной тематики в последние время стали появляться доморощенные антиклерикальные картины, которые можно смотреть лишь со смехом сквозь слезы, а ведь и они модифицируют общественное сознание. Так что положение дел в нашей информационной сфере далеко неоднозначное.

-Много чего сейчас внедряется в массовое сознание без критического осмысления.

-Да, порой кажется, что даже сами «внедряющие» не осознают, что они внедряют. Так или иначе, деструктивные, потребленческие и прочие штампы продвигаются весьма изобретательно и активно. А потому нам самим и нашим детям необходимо обучаться осознанному восприятию на базе различающей мудрости, источником которой является Бог.

-Что приносит самую большую радость в Вашей жизни?

-Скажу совершенно откровенно, что наибольшую радость мне доставляет духовное познание. Прочитанная книга, встреча с интересными людьми, успехи в каком-нибудь собственном внутреннем делании: все это надолго оставляет огонь воодушевления. Еще один момент радости – тот или иной успех служения. Если моя духовная помощь оказалась кому-то полезной, то это очень радует. Бывает, что по дороге на службу чувствуешь усталость и апатию. Но после первого человека, испросившего у тебя благословение, настроение переключается, а в процессе службы благодать все врачует, восполняет и переполняет. Поэтому когда народ говорит: «Спасибо Вам за службу», – я абсолютно искренне отвечаю: «спасибо за возможность послужить».

-Интересно, если бы не священником, то кем бы еще Вы могли стать?

-Я не знаю других возможностей. Скорее всего, я мог бы заниматься любой деятельностью, внутренне оставаясь «священником». Знаю точно, что таких людей немало.

-Каковы успехи в сфере пропаганды трезвости и здорового образа жизни, а также зоозащиты?

-Уже несколько лет я озабочен вопросами защиты окружающей среды. Чтобы быть в теме, получил дополнительное высшее образование по специальности «город и оздоровление окружающей среды». При этом я не отделяю внешнюю экологию от экологии мышления и сознания. Это основной мой постулат в данной сфере.
Тема трезвого образа жизни занимает значительную часть моего внимания. Есть о чем тревожиться: глумливые рожи бесов пьянства нагло выглядывают со всех сторон. Актуальность проблемы алкоголизации страны такова, что часто мне грезится надвигающаяся всеобщая катастрофа (греч. ?????????? – разрушение). Человек, находящийся в плену интоксикаций, может и не выглядеть деградантом. Зависимость может не оказать заметного влияния на его интеллект. Но однозначно страдает эмоционально-волевая сфера и область духовного постижения. На практике это значит, что бедолага постоянно недополучает положенной ему свыше духовной поддержки, а на реализацию благих устремлений не хватает силы воли.
И я не оговорился, сказав о «бесах пьянства». Согласно учению святых отцов и святоотеческой аскетике, за каждого рода зависимостью стоит богопротивная духовная сущность, победить которую можно лишь «молитвой и постом», то есть духовностью и аскетизмом. И то, и другое одержимым дается с трудом.
Что касается зоозащитной деятельностью, то она всегда носит личный характер, хотя я стараюсь отзываться на предложения различных групп.

-Как найти свою дорогу к храму?

-Надо позволить Самому Богу найти Тебя. Обратиться к Творцу в том виде, в котором ты Его сегодня воспринимаешь, и отдаться, позволив привести тебя к Нему. Это может быть выражено в виде молитвы-намерения. Поскольку в нашем мире духовность обычно реализуется в виде любви и благости, надо стараться проявлять себя в этом. Найти подходящую деятельность и круг общения, где духовное превалирует над помрачениями и невежеством.
В Санкт-Петербурге существует много православных духовных центров, групп общения для детей, молодежи и взрослых. Найти их легко, стоит только захотеть. Христос сказал: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою Вас!»

-И ведь необязательно это должно быть христианство...

-(Смеется) Не уверен, как бы я ответил на этот вопрос еще лет пять назад... С догматической точки зрения, согласно православной сотериологии, спасительная традиция только наша, все миллиарды людей вне ее остаются вне «спасительного чертога». Но запугивание – не мой метод. Господь попускает существование различных форм богопочитания, и многие некогда чуждые для нас традиции уже стали близкими и понятными. Можно прислушаться к словам апостола Павла: «Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте». «По плодам их узнаете их», — сказано в другом месте. «Плод же духовный есть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Наблюдайте, изучайте, идите к Богу с открытым сердцем.

-Культура, возможно, – единственное, что может объединить людей с разными религиозными убеждениями, согласны?

Если культура – это не только балет «Лебединое озеро», то согласен. Если понятие культуры включает в себя благость, дружелюбие, милосердие, то культура сможет объединять не только людей разных исповеданий, но и верующих людей с теми, для кого духовность не персонифицирована в Боге, а таковых немало.

-Ваши пожелания нашим читателям...

-Желаю всем читателям журнала оставаться в «инфопотоке». Я вижу, что аудитория его – духовные искатели, практики и романтики. Поэтому пожелаю читателям всяческих успехов в их «духовном делании». Тем, кто ищет – найти, тем, кто уже утверждается в Истине – утвердиться и всем прийти к спасению и освобождению. И пусть Путь каждого будет благоприятен!

-Отец, спасибо большое за такую живую и вдохновляющую беседу!

Интервью подготовила и записала Мария Московская.
Группа Храма ВКонтакте: https://vk.com/svnikol

Свежий номер

vstrechaem-kosmicheskikh-prisheltsev
Встречаем космических пришельцев 12 Дек 2017, Administrator
В декабре Земля пересекает один из самых мощных метеорных потоков – Геминиды. Он входит в "большую тройку" звездопадов. Для нас это время активных действий, новых идей и перемен Максимум метеорного потока Геминиды в 2017 году состоится 13-14...
rozhdenie-novogo-zvuka
Рождение нового звука 06 Сен 2017, Administrator
Говорят, что всё новое — хорошо забытое старое. В нашем же случае новое — результат соединения многовекового музыкального опыта с потребностью найти оригинальный звук, который расширил бы границы восприятия музыки. Ханг (нем. hang), известный...
vnimanie-silnejshaya-vspyshka-na-solntse
Внимание! Сильнейшая вспышка на Солнце 08 Авг 2017, Administrator
ВНИМАНИЕ! ATTENTION! ACHTUNG! Штормовое предупреждение! На Солнце 6 сентября произошла сильнейшая за последние 12 лет вспышка! Но далеко не каждая даже мощная, вспышка сказывается на нас сильно - поскольку направлена она может быть...
o-rejki-prosto-i-ponyatno
О Рейки: Просто и понятно 18 Июнь 2017, Administrator
Признаться, каждый раз, когда мне предстоит говорить о том, что же такое Рейки, я испытываю некоторое замешательство. Мне есть что сказать по этому поводу, и говорить об этом я готов долго. Но можно просто сотрясать воздух, а можно быть услышанными. Ведь...
volochek-show-musy-go-on
Волочек - Show must go on! 03 Июнь 2016, Administrator
Каждый год Школа йоги "Крылья совершенства" проводит в Волочке магический ритуал "7 костров". Каждый участник принимает обязательство на следующий год, намечая очередной шаг на своем Пути. Ритуал проводится на берегу чудесного по красоте, покою...

Новости

Итоги выставки экопродукции ЭкоГородЭкспо 2017

Итоги выставки экопродукции ЭкоГородЭкспо 2017

24-25 ноября 2017 года в Москве состоялась 7-я международная многопрофильная выставка экологичной, натуральной и органической продукции ЭкоГородЭкспо 2017

На праздник живой еды!

На праздник живой еды!

25-26 ноября состоится десятый маркет вегетарианской еды - ВегМарт. В этот раз он посвящен теме «живой кулинарии»

Фотовыставка «Будь счастливым на чистой Земле!» в Питере

Фотовыставка «Будь счастливым на чистой Земле!» в Питере

Долгожданное открытие выставки «Будь счастливым на чистой Земле!» в Питере состоялось

Международный день Вегана в Москве

Международный день Вегана в Москве

1 ноября 2017 года - весь мир отмечает Международный день Вегана (World Vegan Day) и Москва тоже!
Однако в этом году праздник выпал на будний день и нами было принято решение отметить его чуть раньше сразу по многим причинам

За экопродукцией все на выставку ЭкоГородЭкспо!

За экопродукцией все на выставку ЭкоГородЭкспо!

Сегодня всё больше и больше людей задаются вопросами: «Где покупать экологичную продукцию?», «Какую безопасную продукцию выбрать для себя и своей семьи?», «Как разобраться во множестве зелёных этикеток, которыми пестрят в последние годы прилавки супермаркетов?»

Наши партнеры

Георгий Богословский Белые облака
Янтра Федерация йоги
Copyright © 2007 - 2018 Журнал «ИнфоПоток».

Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены. За содержание рекламных материалов редакция журнала ответственности не несет. Мнение редакции не всегда совпадает с точкой зрения авторов статей.

 

В Москве: +7-902-457-08-60, infipotokmsk@gmail.com