11 Декабря 2017 года
24-й Лунный день
Восход Солнца 8:49
Заход Солнца 15:56
Восход Луны 0:34
Заход Луны 13:36
Лунный полдень 7:12
Лунная полночь 19:35
Лунная фаза, зодиак
Луна в Весах 8:01
 
 
 

Поделиться:

 

Чайная коммуникация

Размер текста:

Бронислав Виногродский, китаевед, переводчик, писатель, общественный деятель. Перевёл множество базовых текстов Поднебесной, а также книги о древних гадательных техниках и о чае, о фэн-шуй и искусстве переговорного процесса.

 

 

Говорят, вы были первый, кто ввёл чайную культуру в Москве, а может быть, и в России...

Ну, это неправильная постановка вопроса. Потому что здесь пили чай и до меня ещё лет двести.
А я после большого перерыва вообще в каких-то движениях в чайной культуре сделал действия в качестве основоположника чая и чайной культуры. которые обозначили «китайский чай». Это во-первых. Второе: в чайной культуре я обозначил такое действующее лицо, как «хороший чай». Понятие, которое в России до этого отсутствовало. Потому что индийские чаи не были хорошими, они низкого качества. Я начал вводить чай как пример вообще культуры потребления чего-либо. И, основываясь, с одной стороны, на китайской традиции, я попробовал ввести концепцию новой среды общения как чайного пространства, как чайного места, что в результате привело к созданию какого-то количества чайных китайского типа в Москве и вообще чайных как особого места — пространства общения. Именно это я сделал. А на основании китайских подходов к чайной коммуникации вообще, вошла и стала здесь образовываться своя культура потребления чая. Мной были введены какие-то основные понятия, термины, формы, чаи, классификации. Появилось в Москве и в России такое явление, которое привело к тому, что вы приходите с такими вопросами.

Что Вы вообще хотели от этого своего проекта — введения чайных? Какую цель ставили?
Вот это у меня называлось следующим образом: «трансплантация культурного явления из одного этнического тела в другое с целью регенерации утраченных связей». Это точная формулировка, которую я могу повторить в любой момент. Иначе говоря, есть китайский чай и есть способ его употребления в Китае. Это такой разноуровневый конгломерат разных субкультур. Потому что одним способом его употребляют крестьяне, которые его выращивают, другим способом употребляют чайные торговцы, которые его предлагают. Третьим способом предлагают чай в китайских чайных, четвертым предлагают в китайских домах. Пятым способом употребляют в каких-нибудь в дорогих гостиницах и ресторанах. Шестым способом употребляют пекинские таксисты, которые возят с собой чайную баночку. Но это все разветвления одной культуры, которая основана на продукте.
Поэтому введение в русскую голову понятия продукта, который находится на грани физического и психо-энергетического свойства и который связан не с удовлетворением какого-то наркотического вкусового потребления, такого, как шоколад (который просто «вставляет» и сладостью манит куда-то) или алкоголь было инновационным. Инновационность состояла в том, что предлагалось нечто, требующее особого способа сосредоточения внимания, обрядности в приятии. Потому что в России практически не осталось никаких обрядов на грани бытовой и сакральной истории употребления чего-либо. Всё абсолютно диссакрализовалось и превратилось в какое-то потребительское отношение, которое мотивируется понятием «хочется кушать». Это потеря потребительской культуры в нашей стране. Особенно это было заметно в 1994-1995 годах, когда русский человек представлял нормальное общение или с едой или с алкоголем. Я имею в виду, что это был один из культурных установившихся стереотипов.

Разные слои общества пьют чай по-разному, это понятно. А без чего невозможно выпить чай?
Чай нельзя пить без хорошего чая. Сам чай объединяет все слои. Должен быть хороший чай, приготовленный по каким-то традиционным способам.

Чайный лист или напиток?
Даже и не лист. А некий сельскохозяйственный цикл от посадки до его приготовления во время сбора. Ухаживание, обряды, связанные с этим чаем. Это же делают большое количество крестьян, ведь существовали ещё императорские плантации. Потому что были в Китае императоры, которые очень любили и ценили чай.
Есть основные чаи, которые требуют определённого типа посуды, определенного сложившегося способа приготовления воды, типа огня. Все это связано с разными видами чайной культуры. И на чайных рынках (а это тоже часть чайной культуры) продавцы чая предлагают вам много разных сортов как раз для того, чтобы вы видели что это такое, и подчеркивают этот контекст.
Питьё чая требует наличия всех элементов чайной культуры, включая чайник, чашки, прогрев и всего того, что является частью чайного действа. Потому что понятие чайной церемонии — неоднозначное. В русском языке слово «церемония» бытует с пренебрежительным оттенком. Потому что непонятно, какова функциональность этих церемониальных действий и составляющих частей. Употребление же чая полностью функционально. То есть, на чайной доске нет нефункциональных предметов и в употреблении чая нет нефункциональных действий. Все присутствующие на доске предметы нужны для того, чтобы хорошо и правильно приготовить чай. Это очень простые действия, но они требуют определенного сосредоточения внимания и последовательного распределения его по времени создания этого символического пространства.

То есть, в любом случае чайное действо происходит: пьет ли чай таксист, или это происходит в специальном чайном доме?
Да, конечно. Потому что подразумевается отношение к чаю. И каждый из пьющих чай людей выскажется очень уважительно по отношению к этому напитку.

То есть таксист не будет прихлёбывать за рулем?
Нет, он будет прихлёбывать. Но всех объединяет уважение к чаю. Он будет попивать чай за рулем, но если вы его спросите, что такое чай, он вам скажет, что это такое, как полезно и почему нужно.
А если вы спросите большое количество русских людей, почему вы пьёте чай? То в подавляющем случае вразумительных ответов не получите. Это будет или пересказ из какого-то журнала, что там много витамина С или ещё что-нибудь такое, вроде «люблю с сахаром и с лимоном». Но ни сахар, ни лимон с чаем не вяжутся и не имеют никакого отношения к чаю.

Когда вы в первый раз встретились с чаем?
Когда? В детстве у мамы на кухне.

Когда все пили индийский чай?
Ну, индийский чай мало, кто пил.

А «Три слона»?
Индийский чай «Три слона» сложно было купить в подавляющем большинстве мест России в 70-80 годы. Поэтому отнюдь не большинство пили индийский чай. Пили, в основном, грузинский и краснодарский. Был вьетнамский, который никто не пил.

Вьетнамский я не помню.
Вьетнамский был зелёный, который русский человек не пил вообще. Его не пили, не понимали, не умели. Было не понятно, как его пить. И пили, в основном, грузинский «36», это из того, что продавалось в магазине. Его можно было хоть как-то пить. Был азербайджанский, который тоже не любили, так как он был тоже плохой. Вот так было.

А с настоящим, хорошим чаем, китайским?
Вообще зеленый чай я начал пить с 83-84 года, тогда начали появляться жасминовые чаи. С 1987 года я начал ездить в Китай и уже плотно там пил чай. Люй Ча (зелёный чай), который можно было купить в Китае.

Вы можете назвать кого-то, кто вас познакомил с чайным действом?
Нет. Это все самостоятельно.

Как вы для себя выбираете чай?
Существует несколько необходимых критериев для того чтобы правильно выбрать чай. И в частности, одними из основных являются: знакомство с чаями вообще, способность отличить в данном контексте «хороший» от «обычного», платежеспособность, умение разговаривать на этом языке и терминах продавца, знания приемов, с помощью которых чай продается, способность знать точно, что тебе надо, и так далее. То есть, как вообще выбор любой вещи при покупке, здесь также требуются определенные знания и квалификация. По мере накопления опыта эти знания приходят, и вот ты уже понимаешь, что можешь отличить хороший чай от плохого в каждой из категорий чаёв.
Дело в том, что сейчас я пью чаи очень избирательно. Пью я только Пуэр и только хуцзянский Улун (утёсный, так называемый). А остальные все очень мало пью. Пью, может быть, белые чаи, старые.

Старые — это сколько лет?
Старый чай, он вообще больше 10 лет. До 10 лет он не зрелый ещё, как бы сырой и чувствуешь: что-то не то. Но если ты не знаешь, какой должен быть настоящий вкус, то тебе может казаться, что это и есть то самое.

Какие есть виды чая?
Существует шесть чайных разновидностей по классификации, по способу обработки огнем, по ферментации чайного листа. Это белый и зеленый, желтый и бирюзовый, красный и черный. Это зависит от количества огня.

Огонь здесь подразумевается в каком смысле?
Технология обработки чайного листа подразумевает несколько основных технологических действий в правильной последовательности.
Первое — это сбор и раскладывание его на солнышке, так называемое подвяливание. Уничтожение зелени и травянистости, но с определенными перемешиваниями. Дальше идут его потряхивания и прогревания на огне. А следующее действие — подсушивание и разворот на разных температурах, когда идет непосредственно ферментация этих чаёв. В белых чаях она минимальна, его практически не ферментируют на огне. Он ферментируется только на солнце. А потом его просто подсушивают, но когда уже сама ферментация закончена. А вот в остальных чаях ферментация продолжается с помощью огня, с помощью правильного нагрева разными способами. Либо его прогревают на бамбуковых плетеных сетках в больших чанах.
И для разных чаёв в разных провинциях применяются разные типы огня и разные технологические линии, на которых всё это делается. В принципе, в большинстве случаев это печи разного рода. Вплоть до продымления, например, в чаях красных (Лапсанг Сушонг). Таким образом он получается подкопчёный.

Поговорим о чайных мастерах? Какими качествами должен обладать чайный мастер, что бы передать и достоинства чая, и создать эту атмосферу общения?
Вообще чайный мастер должен иметь определенные знания. Чем более обширные и более тонкие знания у него есть относительно природы чая, его классификации, способах его выращивания, способах его заваривания, приготовления воды и огня, тем совершеннее мастер. Вот есть какие-то чайники, какие-то чаи, ты понимаешь, какой чай требует какой температуры воды, сколько его держать, как по запаху определить качество чая, по внешнему виду листа. Поэтому чайный мастер в идеале должен обладать большими знаниями. А дальше и умениями. Он должен быть способным правильно свои знания донести. Он должен обладать в определенной степени артистичностью и обаянием, для того чтобы создать атмосферу и передать на человека.

Приходя на чайную церемонию, что человек хочет получить: вкус, энергию, состояние какое-то определенное, пообщаться...
Разные есть. Кто-то пообщаться, кто-то, наоборот, отключится, кто-то через взаимодействие с чаем хочет поменять свою жизнь. Но в целом — изменить состояние, а если изменится состояние, то бывает, что меняются и обстоятельства.

Вы относите чайное действо к медитативным процессам?
Очень условно. Ведь что такое медитативный процесс? Это суррогат для огромного количества не связанных между собой действий. Условно. Можно и так назвать. Можно любое действие, растянутое во времени и требующее хоть какого-то внимания, назвать медитативным процессом. Все зависит от традиции, в какой ты его делаешь, зачем, с какой целью. Собственно говоря, в Индии, Китае секс — это медитативное упражнение. И в каких-то случаях — для определенного класса людей. Точно также и чай. А можно его и просто так пить.

Что дает человеку чай?
Здоровье в первую очередь. Хороший чай дает человеку возможность получить дополнительно энергию и силу. А это значит, что он с легкостью может свое внимание распределять среди предметов этого мира. Подавляющее большинство наших проблем возникает у нас в связи с тем, что у нас не хватает внимания на какие-то части круга наших обстоятельств непосредственно имеющих отношения к нам как в малых кругах, так и в больших.
Чай вообще в целом трезвит, пробуждает. Каждый день какой-то новый, и чай каждый раз какой-то новый.

Как часто Вы пьете чай?
По-разному. Но много, в сравнении с обычным человеком намного больше. Сегодня, например, я пью чай уже шестой раз.

Какими практиками вы начинаете день, чем он наполнен? Откуда вы берете силу и энергию?
Откуда я беру силу и энергию? Это все жизнь человека как практикующего. Это приведение в движение. И чем точнее ты совершаешь свои действия, тем больше шансов что ты приведешь в движение какую-то большую махину, большой маховик. Маховик раскручивать на начальном этапе невероятно сложно. И любой вступивший на какой-то путь совершенствования себя, улучшения внутренней и внешней среды своего обитания сталкивается с невероятным сопротивлением обстоятельств, которые потом, по прохождении его жизненного пути, представляются очень смешными, и все бывшие страхи представляются очень нелепыми. И к настоящему моменту у меня такой раскрученный маховик. Наверно, это связано ещё с целеполаганием человека. Есть цель у человека — и он как-то к ней движется.
Практики, которые я делаю, в основном дыхательные. Такая даосская школа внутренней работы называется Дао цзяо нэйгун. И они есть как подвижные, так и неподвижные. Не думаю, что нужно рассказывать, что и как я практикую. Это сложно. Даже для людей, которые пытаются этому научится, и то, требуется очень большого времени. Я занимаюсь с утра в раннее время часа полтора-два непрерывно. Совсем непрерывно. Это череда последовательных действий, которая повторяется с небольшими модификациями изо дня в день. И когда ты выполняешь это постоянно, то продвигаешься дальше в этой «истории». Это китайские практики.

Похоже на цигун?
Нет. Даосские практики внутренней работы. А цигун — это просто позднее наименование для неких физкультурных упражнений, которые вышли в широкие массы из даосских практик: вдохнул, выдохнул и вроде там что-то такое... Я имею в виду по целеполаганию того, что такое цигун в Китае. То есть термин «цигун» появился в 50-е годы. Это не то, что ему приписывает сейчас большое количество разного рода неофитов, разной степени погруженности. Есть же ещё и профессиональная история, филологическое развитие.

Над каким проектом вы работаете сейчас?
У меня всегда в работе минимум два десятка проектов, разных по иерархии. И это связано с их временными действиями. Мой глобальный проект — это изменение способов думания в пространстве сознания под названием «Россия». Это мой главный проект. Это основное целеполагание, в котором я хочу разобраться за свою вменяемую жизнь. А у этого проекта, конечно, есть большое количество подпроектов. Но когда есть мегацель, то все остальные находятся в подчинении. А вот эта мегацель тоже для чего-то ставится. Она встала для того, чтобы решить значительно более важный для меня вопрос — изменение единицы под названием «я». То есть изменение себя. То есть мой процесс, логика моего продвижения себя по жизни. Она потребовала решения этого вопроса. Она сказала: «Мы не будем пускать тебя дальше, если ты не будешь решать это». Я не говорю что у меня большие амбиции, нет. Бросить бы все это. Но огромное количество моих соотечественников на вопрос «А стоит ли здесь что-нибудь поменять?», дали для себя ответ, что поменять здесь ничего не возможно. И подавляющее большинство русских людей уверено в этом. Они не воспринимают себя как органическую часть России. Мы здесь как-то собрались, плохо взаимодействуем. И дальше эта история движется по иерархии.
За всю жизнь я ни от одного человека не слышал — а встречаю я очень серьезных людей, очень важных людей и очень одаренных людей — что кто-то видит возможность поменять Россию. Причем и человека, который сказал бы, что это классная страна и здесь все так здорово устроено, я тоже не встречал. Подавляющее большинство говорит, что что-то не так в социуме, в социальном пространстве (не считая безумных эзотериков). Теоретики очень радуются этому, говоря : «Всё в себе» — и это хорошее состояние, но оно просто не держится. И я не видел стабильных людей на этом пути, — потом всё равно возвраты, депрессии и так далее. Людей ровных в России вообще очень мало. С ровным постоянным состоянием в течение нескольких лет.

А в Китае?
Значительно больше. Потому что без целостного осмысленного культурного поля, это, к сожалению, невозможно.

Вопрос как к знатоку древнекитайской философии. Насколько эта философия интегрирована в сознание обычных современных людей?
Наверное, ровно настолько, насколько в каждого из нас со времен школы внедрены такие понятия как Чехов, Достоевский, Толстой, Пушкин. В каждом — Чехов, Пушкин, Достоевский, Толстой. Настолько же и в китайца внедрена парадигма Конфуция, Сунь-цзы «Искусство войны», Книга Перемен, Лао Цзы и так далее.

Я знаю, что у вас есть замечательная коллекция нефрита, которую мы успели до вашего прихода посмотреть.
На самом деле я сейчас перед проблемой. Я не знаю, как оценить вот этот нефрит, который у меня есть. Потому что у меня есть действительно какие-то предметы, про которые я даже не представлял, что человек вообще может такими предметами обладать. Если ты не мультимиллиардер или какой-нибудь Рокфеллер, как к тебе может такое попадать в руки?!

Они в том зале?
Они и здесь. Ну, вот, например, на полке.

Это Писю, шестой сын Царя драконов?
Нет.

Да, вижу теперь, мордочка другая, лошадиная.
Сначала надо посмотреть. «По привычке» здесь не работает. У меня был знакомый, юрист. И я был с ним в какой-то совместной ситуации, он был подчиненный, я по иерархии стоял выше. А у меня в Пекине квартира, и там стоял предмет невероятной силы и мощи. Попадая в пространство, он менял его, причем далеко за пределами этого пространства. Существуют же предметы силы какие-то, возьмем хоть горный хрусталь. Он тоже предмет силы, сила зависит от уровня его символизации, его легенды, мифа... А есть предметы, которыми пользовались тысячи лет с этими целями. И вот этот мой товарищ, которого я к тому же и учил, подошел и постучал по лбу «зверю» и говорит: «Ой, а это что такое? Из чего сделано?». Я ему говорю: «Друг мой, ты же вроде умный парень, что ж ты творишь-то? Ты же себе по судьбе сейчас так настучишь, что мало не покажется».
То есть, Россия воспитала в нас во всех невоспитанность, то ли на крови, то ли на наработках предков. Она воспитала в нас невероятную невоспитанность. Мы потеряли вообще школу воспитания. Все здесь просто невоспитаны. Я, будучи человеком невоспитанным, говорю без осуждения, что редко встречаю здесь воспитанных людей. Обычно это очень пожилые люди.
Должно быть такое ощущение, что это всё — Бог, и если ты коснешься, то как-то всё изменишь. Должна бережность присутствовать. И это ощущение бывает, его удерживаешь, а потом расслабишься — и всё...
Этот предмет, который стоит здесь на полке, был мне подарен. Когда мне его человек отдавал, он сказал, что этот зверь называется Ду. У него голова лошади, крылья орла, тело барса и лапы тигра. «У нас раньше такие летали», — вот так он мне сказал про эту штуку.
А про ту, которой стучали по голове, он сказал: «это ты оставь себе». Это был очень необычный человек. У обычных людей таких вещей не бывает. А он в восьмом поколении занимается в самых мистических местах мистическим действом. Вот ему я верю

 

Свежий номер

tseny-rastut-u-nas-v-golovakh
Цены растут у нас в головах 09 Июль 2015, Administrator
«Ой, еще вчера эта флэшка стоила дешевле! Как жаль, что я не купила ее сразу» - сокрушается Ирина. «Кто знал» - успокаиваю ее я. – «Могли и подешеветь!» - «У нас никогда ничего не дешевеет» Не...
ekologiya-v-nashej-zhizni
Экология в нашей жизни 31 Июль 2015, Administrator
Известно, что тело не способно усваивать то, что не является пищей, – остатки удобрений и пестицидов, искусственные красители, ароматизаторы и пр. Всё это - лишняя для него нагрузка Все это отнимает у него энергию на выведение этих чуждых...
rasshirenie-opyta-s-pomoshchyu-drugikh-kak-obshchenie-prodlevaet-zhizn
Расширение опыта с помощью других 11 Сен 2015, Administrator
Сколько жизней можно прожить в одну? Кто-то скажет: единственную - свою. Однако порой общение с людьми так воздействует на нас, что мы словно бы переживаем и их опыт тоже, обогащаемся им Чем ближе наши отношения, теснее связь, тем интенсивнее...
nastupaya-sebe-na-gorlo-o-zablokirovannykh-chuvstvakh
Наступая себе на горло. О заблокированных чувствах 01 Фев 2016, Administrator
Мы относимся к себе так, как в детстве относились к нам наши родители. Если они нас стыдили за природную спонтанность - мы будем стыдить и останавливать себя в активности. Если они обвиняли, обижаясь на нас - мы будем каждый раз винить себя, когда что-то...
edinenie-i-prinadlezhnost-pokoj-i-ravnovesie-v-mire-i-dushe
Единение и принадлежность 06 Июнь 2015, Administrator
Отчего возникает страдание? От разделения в какой бы то ни было форме. «Меня никто не понимает», «Я здесь, а они там», «Ну почему ему везет больше, чем мне?!» Чувствуя себя лучше/хуже других, не понятыми, не...

Новости

Итоги выставки экопродукции ЭкоГородЭкспо 2017

Итоги выставки экопродукции ЭкоГородЭкспо 2017

24-25 ноября 2017 года в Москве состоялась 7-я международная многопрофильная выставка экологичной, натуральной и органической продукции ЭкоГородЭкспо 2017

На праздник живой еды!

На праздник живой еды!

25-26 ноября состоится десятый маркет вегетарианской еды - ВегМарт. В этот раз он посвящен теме «живой кулинарии»

Фотовыставка «Будь счастливым на чистой Земле!» в Питере

Фотовыставка «Будь счастливым на чистой Земле!» в Питере

Долгожданное открытие выставки «Будь счастливым на чистой Земле!» в Питере состоялось

Международный день Вегана в Москве

Международный день Вегана в Москве

1 ноября 2017 года - весь мир отмечает Международный день Вегана (World Vegan Day) и Москва тоже!
Однако в этом году праздник выпал на будний день и нами было принято решение отметить его чуть раньше сразу по многим причинам

За экопродукцией все на выставку ЭкоГородЭкспо!

За экопродукцией все на выставку ЭкоГородЭкспо!

Сегодня всё больше и больше людей задаются вопросами: «Где покупать экологичную продукцию?», «Какую безопасную продукцию выбрать для себя и своей семьи?», «Как разобраться во множестве зелёных этикеток, которыми пестрят в последние годы прилавки супермаркетов?»

Наши партнеры

Георгий Богословский Белые облака
Янтра Федерация йоги
Copyright © 2007 - 2017 Журнал «ИнфоПоток».

Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены. За содержание рекламных материалов редакция журнала ответственности не несет. Мнение редакции не всегда совпадает с точкой зрения авторов статей.

 

В Москве: +7-902-457-08-60, infipotokmsk@gmail.com